0
3014
Газета НГ-Политика Интернет-версия

04.12.2012 00:00:00

Тюремные фантомы

Вячеслав Селиверстов

Об авторе: Вячеслав Иванович Селиверстов - профессор МГУ имени М.В.Ломоносова, доктор юридических наук.

Тэги: зэки, тюрьма, бунт, копейск


зэки, тюрьма, бунт, копейск Обитатели челябинской колонии № 6, на взгляд экспертов, вели себя более цивилизованно, чем ОМОН – ни поджогов, ни погромов, ни насилия.
Фото Уральского демократического фонда

Копейск и Мехико. В разных концах мира, на территориях разных государств с различным климатом, населением и т.д. – два города, не похожие друг на друга. И все же между ними есть невидимая связь, проявить которую попытаемся.

То, что произошло в нынешнем ноябре в исправительной колонии № 6 в городе Копейске Челябинской области, известно почти всем, повторять хронологию этих событий нет необходимости. Неожиданностью для специалистов и экспертов, следящих за развитием пенитенциарной системы, они не стали. Правда, несколько удивила цивилизованная форма выражения осужденными своего недовольства: ни погромов, ни поджогов, ни насилия, как свидетельствуют СМИ и другие источники, зафиксировано не было. Высказывается опасение, что это не последний осенне-зимний эпизод своеобразного напоминания людей, оказавшихся за решеткой, о своем существовании. О чем же они хотят напомнить властям? Для ответа на этот вопрос вернемся на три года назад.

Ровно три года назад сменилось руководство ФСИН. Эту структуру возглавил генерал-лейтенант МВД Александр Реймер. Министр юстиции поставил перед ним задачу перехода от исправительных колоний к тюрьмам, соответствующим международным, в первую очередь европейским, стандартам. Поскольку назначенный руководитель никогда с системой исполнения наказаний не сталкивался и не имел о ней ни малейшего представления, то амбициозную задачу принял к неукоснительному исполнению. Для реализации перехода к тюремному содержанию осужденных была подготовлена и в октябре 2010 года утверждена правительством Концепция развития уголовно-исполнительной системы (УИС) до 2020 года, в соответствии с которой предполагалось открыть 448 тюрем, отвечающих международным стандартам. И все это в рекордно короткий срок – до 2020 года, без выделения целевого бюджетного финансирования.

Для выполнения столь важного проекта требовались нестандартные решения и, конечно, такие же нестандартные кадры. Поэтому из ФСИН, научных и образовательных учреждений были уволены профессионалы, выражавшие хотя бы малейшие сомнения в успехе столь грандиозного мероприятия (затем были уволены профессионалы, не выражавшие таких сомнений, просто за то, что они из старой команды). Параллельно подобраны и назначены на руководящие посты люди, не представлявшие (так же как и их руководитель), куда они пришли. Единственное их достоинство было в том, что они нисколько не сомневались (или делали вид из-за появившихся на горизонте генеральских лампасов) в том, что поставленная задача по строительству тюрем будет выполнена и даже перевыполнена.

Все это тюремное фонтанирование сопровождалось широкой пиар-кампанией и обещаниями к 2020 году разместить осужденных в отвечающих международным стандартам тюрьмах. Стоит только потерпеть. Но уже на стадии разработки проекта стало ясно: это не столько амбициозная, сколько авантюрная идея. И через три года появились дополнительные этому доказательства.

Во-первых, в конце октября 2012 года в Санкт-Петербурге состоялось рабочее совещание, на котором руководством Минюста России было констатировано, что новый следственный изолятор «Кресты» построен аж на 46%. Но и эти 46% удалось достичь, просто вымучить почти за 10 лет. Причем при наличии (хотя и не стабильного) целевого финансирования строительства за счет средств федерального бюджета. А как же до 2020 года построить 448 тюрем? Причем без целевого финансирования этой стройки?

Во-вторых, в декабре 2011 года, опять же по инициативе Минюста России, в Уголовный кодекс был введен новый вид наказания – принудительные работы. В связи с тем, что для исполнения данного наказания нужно было построить исправительные центры в каждом субъекте Российской Федерации, введение принудительных работ отложили до 1 января 2013 года, а именно до строительства на первом этапе хотя бы восьми исправительных центров, по одному в каждом федеральном округе. С большим трудом научному сообществу удалось получить сведения об итогах этой кипучей деятельности: на конец ноября-2012 не построено ни одного исправительного центра. Просто федеральным бюджетом не выделено для этого необходимых средств. Ни на 2013 год, ни на следующий 2014-й и, как полагаю, на последующие годы тоже выделять деньги никто не собирается. А ведь исправительные центры по своим материальным затратам существенно уступают тюрьмам.

Да что там говорить о строительстве новых видов исправительных учреждений. В существующих исправительных колониях нет средств на поддержание обычной деятельности. Прокуратура жалуется, что ворота в отдельных колониях уже не на замке, а замотаны обычной металлической проволокой: раскрывай и выпускай. Именно такое опустошающее для пенитенциарной системы действие имел перевод их предприятий в разряд казенных. Это еще одна непростительная ошибка команды теперь уже бывшего руководителя ФСИН России Реймера.

А при чем здесь Копейск и Мехико? – спросит вдумчивый читатель. Сначала о российском городе. Произошедшие волнения в копейской исправительной колонии – это своеобразный стук осужденных в двери власти: «Уважаемые господа правители! Вы там можете фантазировать и даже второй раз пытаться построить тюремный коммунизм, но не забывайте о нас, о текущих заботах и нуждах людей, оказавшихся по ту сторону колючей проволоки. Ведь мы живем сегодня, а к 2020 году нас может уже и не быть. Оставшиеся из нас инициаторов фантастических идей о тюремном коммунизме могут и не увидеть. Мир большой, есть Англия, Германия. Ищи-свищи их по всему континенту.

Нам же сегодня нужна работа в местах лишения свободы, и зарплата не по 8 или по 40 рублей в месяц, а хотя бы в размерах гарантированного государством минимального размера оплаты труда.

Нам не нравится то, что на благоустройство колонии и ее помещений, на другие нужды персонала вымогают деньги с нас и наших близких. А тут еще приходится думать о строительстве тюремных помещений. Ведь государство денег на это не выделяет. Значит, наши чубы будут трещать. Нас тревожит набирающее силу социальное расслоение осужденных и паразитирующая на этом коррупция…»

Думаю, список претензий далеко не исчерпывающий, найдется в нем место и рукоприкладству, и поборам за свидания, улучшенные условия содержания, условно-досрочное освобождение и прочее.

В своей предыдущей статье в «НГ-политике» (см. номер от 02.10.12) мне довелось писать о том, что ложная цель, поставленная перед такой важной правоохранительной структурой, как уголовно-исполнительная система, не менее страшна по своим последствиям, чем застой. В данном же случае, как говорят юристы, имела место идеальная совокупность. Это и ложная цель в виде ускоренного строительства тюремной системы, и застой в решении текущих повседневных вопросов функционирования существующих исправительных колоний с реально существующими здесь и сейчас, а не в виртуальном пространстве 20-х годов осужденными и представителями персонала.

Три года ничего по обустройству колоний не делали, немногочисленные ресурсы и силы растратили на фантом в виде будущей тюрьмы, разогнали квалифицированный персонал (причем, как в полиции, не тех, кого необходимо), а теперь приходится пожинать плоды этого недомыслия. Если считать, что это видно только нам и не видно осужденным, то это глубокое заблуждение. И это наглядно показали события в городе Копейске.

Теперь о Мехико – столице Мексики и месте проведения летней Олимпиады и, как утверждают очевидцы, очень красивом городе. С 29 октября по 2 ноября 2012 года в Мехико проходила ХVI ежегодная международная конференция Международной ассоциации исправительных учреждений (ICPA). В работе форума приняли участие представители пенитенциарных служб и общественных организаций более чем из 40 государств мира, в том числе и директор ФСИН России Геннадий Корниенко. Последний выступил с докладом о реформировании уголовно-исполнительной системы РФ, в том числе и о промежуточных результатах работы по преобразованию системы исполнения наказаний в рамках реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

Конечно, разъяснять положение дел в уголовно-исполнительной системе России на международном уровне необходимо. Но лучше это сделать, когда это положение и пути его исправления будут разъяснены внутри страны. Мне приходилось уже отмечать, насколько дезориентированы работники исправительных учреждений – строить тюрьмы (или их подобие) или нет, собирать капитал, дань, оброк, мзду и т.п. для этого или нет. Будут ли продолжены чистки среди персонала по признаку умения из воздуха построить тюрьму или нет. Будут ли приняты государственные целевые программы по обеспечению осужденных трудом в рамках исправительных колоний. Это и многое другое требует открытого заинтересованного разговора с профессионалами, правозащитниками, научными работниками. А отчасти и с осужденными во время поездок, инспекций мест лишения свободы. Может быть, тогда не было бы Копейска?

И еще об одном. О персональной ответственности тех должностных лиц, которые довели уголовно-исполнительную систему до депрессивного состояния. Надеяться на то, что у них проснется совесть и они подадут в отставку, уже не стоит. Ждать пенитенциарных оборонсервисов и славянок тоже нереально, не те масштабы. А положение в уголовно-исполнительной системе не улучшается. Во время последней встречи с руководством фракций Госдумы Владимир Путин предостерег от принятия законов, не обеспеченных материальными возможностями государства. А как же с ответственностью должностных лиц, забывших об этом принципиальном положении и накормивших общество до отрыжки тюремными сказками. Опять по-дружески все сойдет с рук?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

Анастасия Башкатова

Один из сценариев уже предполагает вырождение искусственного интеллекта

0
3474
Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Ольга Соловьева

С населения удается собирать налогов больше из-за роста экономики, а с бизнеса – меньше из-за санкций

0
3608
Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Иван Родин

Татарстан выступил против муниципальной реформы, которая ликвидирует самоуправление в поселениях

0
3323
Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Михаил Сергеев

Счетная палата отметила прогресс в решении многолетней проблемы бесквартирной молодежи

0
2707

Другие новости