0
3340
Газета Non-fiction Интернет-версия

15.06.2017 00:01:00

Пространство-время Фадеева

Тэги: фадеев, карьера, сталин


20-15-11.jpg
Павел Шепчугов. Александр Фадеев. Между властью и творчеством.
– М.: Вече, 2017. – 318 с.

Книга Павла Шепчугова о каторжном пути Чернышевского уже удостаивалась разбора в «НГ-EL» (см. номер от 20.06.13). Новая работа Шепчугова о десятилетиях удачи, «везения» и самоубийственном финале Александра Фадеева была упомянута еще на стадии завершения. Статья «Пил он с людьми, далекими от литературы» («НГ-EL» от 08.12.16) моего авторства раскрывала тезисы будущей книги и, конечно, «физиологическим очерком» не ограничивалась, превратившись позднее в развернутое предисловие.

Книга подробно отвечает на вопрос, давно повисший в литературоведческих штудиях, касающихся 1920–1940 годов. Вопрос, неизбежно встающий за томами мартирологов, «крутых маршрутов» и… жизнеописанием «счастливчиков, исключений».

В письме Землячке (декабрь 1929) Фадеев, жалуясь на одолевавшие болезни, вздыхает: «В «Октябре» я прозевал идеологически двусмысленный рассказ Платонова «Усомнившийся Макар», за что мне поделом попало от Сталина, рассказ анархистский».

Однажды назначенный главой Совинформбюро Фадеев «выпал» на несколько дней, а Сталину понадобились документы из особого сейфа Совинформбюро. Резали автогеном, любому другому это стоило бы если не жизни, то карьеры. Фадеев был «тихо» отстранен от должности, несовместимой с его недугом…

Шепчугов рассматривает подробно большевистский путь Фадеева: первые шаги связаны с легендарным Сергеем Лазо, далее Землячка, Микоян…

Путь, в итоге обеспечивший ему достаточный запас доверия со стороны одного знаменитого и очень недоверчивого политика ХХ века.

Мне же представилось важным дополнить дотошное исследование писателя, историка-краеведа и даже юриста Павла Шепчугова замечанием, повышающим интерес к фигуре Фадеева, хотя и с несколько утилитарной стороны. Писатель – прекрасный аргумент в давнем споре об авторе «Тихого Дона».

Аргумент против Шолохова: слишком молодой. Но в те же 23 года Фадеев выпустил роман «Разгром», в 21 год – «Разлив», как бы аналог «Донских рассказов» 21-летнего Шолохова. «Молодая гвардия» зрелых лет – та же «Судьба человека». Дело в «относительности времени». Шолохов, Фадеев – примеры «искривления времени» социального, вызванного революцией, Гражданской войной. Поразительно совпадают графики судеб: 21 – проба, 23 – взлет, за 35… выразимся деликатно: аккуратное планирование.

«Тихий Дон», конечно, превосходит творения и Фадеева, и многих, но и «Разгром» – вещь европейского уровня. Его английское издание сказалось на судьбе… А отношения Шолохова и Фадеева… но не буду забегать на страницы рецензируемой книги.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Екатерина Трифонова

Осужденные получат свободу с большим числом условий, возвращать за решетку можно будет действительно досрочно

0
921
Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Михаил Сергеев

В академической среде предложили план роста до 2030 года

0
1302
КПРФ объявляет себя единственной партией президента

КПРФ объявляет себя единственной партией президента

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Предвыборную риторику левые ужесточают для борьбы не за власть, а за статус главной оппозиции

0
1166
Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Рустам Каитов

Приговор Изобильненского районного суда заставил обратить внимание на сохранившееся влияние печально известных братьев Сутягинских

0
1040