0
3675
Газета Non-fiction Печатная версия

28.06.2018 00:01:00

От марксизма к идеализму и православию

Перестройка, эпоха Ельцина, семибанкирщина и октябрь 1993 года глазами активного участника

Тэги: история, политика, христианство, перестройка, философия, биография, оптимизм, экзистенция, белоруссия, библия, коммунизм, церковь, марксизм, православие, ельцин, идеализм, семибанкирщина, самиздат, 1993 год, немцов, царская семья, принципы, достоевский, б


22-15-13.jpg
Виктор Аксючиц. Русский маятник.
От коммунистического тупика через
либеральный обвал: Заметки очевидца.
– Москва, Берлин: Direct Media, 2017. – 568 с.

О времени от застоя Брежнева и до наших дней вышло уже несчетное количество мемуаров политиков, военных, деятелей культуры и науки и пр., и здесь читателя удивить чем-либо новым весьма нелегко. Но автобиографическая книга Виктора Аксючица – русского философа, богослова, публициста, христианского политика, народного депутата РСФСР (1990–1993) – представляет тем не менее необычное явление в этом общем ряду. Это прежде всего чрезвычайно яркое и насыщенное повествование о духовной эволюции, приведшей молодого философа в бурную общественную жизнь и политику, о всех ключевых событиях того времени, в которых он принимал активное участие, о современной России, ее настоящем и будущем.

В автобиографии Аксючиц описывает жизненный путь, достойный остросюжетного авантюрного романа. А может быть, и нескольких романов. Это путь из хаоса, с падениями, через отчаяние, через грязно-серые будни, порой кровавые, через мерзость жизни, не освященной высшими ценностями. В невероятно трудной судьбе формируется установка «трагического оптимизма»: «Жизнь есть сопротивление небытию, она оптимистична по своей природе. Жить – значит утверждать оптимизм бытия!» Его экзистенциальный опыт очень богат. И этот опыт нашел превосходное литературное выражение на страницах книги. Виктор Аксючиц прежде всего философ, миссию человека в этом мире он мыслит как свободного со-творца Богу, долг и обязанность которого пребывать в постоянном творческом напряжении. Из этого следует и осознание истории: «Описывая судьбу Отечества, я осознаю и свою судьбу. Я не отрицаю, что мое понимание истории Родины основывается на моей жизни, более того, убежден, что это и есть наиболее объективный подход к истории: наша история и наши судьбы укоренены в общей экзистенции и в едином бытии». Наверное, поэтому его оценки духовной ситуации нашего времени отличаются оригинальностью, ему свойственно тонкое чувствование истории. Он часто оказывался в гуще событий, своего рода эпицентрах новейшей русской истории.

Выходец из крестьянской семьи в Западной Белоруссии, курсант мореходного училища, матрос советского Военного-морского флота смог стать студентом философского факультета МГУ. Какое-то время он мечтал преобразовать коммунистическую систему, однако чтение Библии привело его к метанойе, изменению сознания, а затем и в Церковь. Он характеризует эволюцию своих философских взглядов как «типичный для русской интеллигенции путь от марксизма к идеализму и православию». Парторг курса самого идеологизированного факультета становится религиозным «инакомыслящим», организатором религиозного-философского и политического самиздата в Москве. В годы перестройки он становится одним из первых миллионеров новой России (его разорил после расстрела Белого дома в октябре 1993 года один из представителей могущественной тогда «семибанкирщины»), а затем перспективным политиком, создателем партии и движения «Российское Христианское демократическое движение», издателем литературно-философского журнала русской христианской культуры «Выбор» и газеты «Путь». После 1991 года Виктор Аксючиц, повинуясь прежде всего нравственным импульсам, становится активным участником и идеологом антиельцинской оппозиции, сыграв одну из определяющих ролей в трагическом октябре 1993 года. В конце 1990-х он как советник первого вице-премьера правительства России Бориса Немцова курировал идентификацию останков и торжественное захоронение царской семьи. Уникальность этого издания и в том, что в нем опубликованы письма следователя Владимира Соловьева в адрес иерархов Российской православной церкви, убедительно доказывающие принадлежность «екатеринбургских останков» царской семье, развенчивающие многие мифы на эту тему. В бурную эпоху сформировалась установка самостояния: «Условия вокруг меня меняются, но мои принципиальные взгляды остаются неизменными. Из-за того, что действовать приходилось по ситуации – отбиваться то слева, то справа, мои общественные и политические позиции квалифицировались по-разному. Необходимость во имя внутреннего повеления игнорировать, отрицать или преодолевать господствующие мнения и образ жизни во все периоды оставляли меня в экзистенциальном одиночестве».

При всем при этом Аксючиц – создатель множества религиозно-философских трактатов, среди которых особенно выделяются «Под сенью креста» и «Миссия России», «Гибель богов натурализма», замыкающих (или продолжающих) русскую мысль конца XIX–XX веков. Тематически и концептуально его работы в традиции русской христианской философии XX века, которую он характеризует как «неопатристика», синтезирующая учение отцов церкви и современную философию в ответах на вызовы эпохи. В творчестве Аксючица сходятся традиции онтологизма Владимира Соловьева, Павла Флоренского, Сергея Булгакова, Семена Франка и христианского персонализма и экзистенциализма Достоевского, Бердяева, Льва Шестова. Эту позицию можно характеризовать как персоналистический онтологизм. Наконец, он – человек, наделенный невероятным обаянием и жизненной силой, тем, что называется пассионарностью (глубоко любящий отец восьмерых детей, дедушка пятерых внуков и трех правнуков), заслуживает того, чтобы быть названным подлинным «героем нашего времени». В книге есть многочисленные свидетельства о встречах и взаимодействии (нередко конфликтных) едва ли не со всеми основными «акторами» ельцинской эпохи.

Виктор Аксючиц, несомненно, является одним из тех исторических деятелей, которые оказали реальное влияние на современную русскую жизнь. В этом – главная ценность его новой книги.    


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
821
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
963
К Петербургскому форуму экономика показала всплески активности

К Петербургскому форуму экономика показала всплески активности

Ольга Соловьева

Эксперты обнаружили неожиданный рост в строительстве, потреблении и добыче

0
917
Шел до тех пор, пока не был ранен

Шел до тех пор, пока не был ранен

Арсений Анненков

К 60-летию публикации повести Виктора Курочкина «На войне как на войне»

0
777

Другие новости