0
2854
Газета Non-fiction Печатная версия

31.01.2024 20:30:00

Свидетель далекого прошедшего

Вместе с Блоком, Горьким и Соловьевым

Тэги: филология, серебряный век, блок, владимир соловьев, горький, гофман, италия филология, италия


4-15-12250.jpg
Николай Котрелев. За 50 лет:
Избранные труды. В 2 кн.– М.:
ИМЛИ РАН, 2023. – Кн. 1. 744 с. –
Кн. 2. 712 с. (Библиотека
«Литературного наследства»).
Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Можно составить целый список в пользу этой поговорки, но и не меньший в опровержение. Герой настоящей рецензии должен по праву стоять в первом списке. Исследователи неподцензурной литературы знали его как поэта, участника самиздатского альманаха «Синтаксис», лингвисты – как переводчика нобелевского лауреата Эудженио Монтале, Пьера Паоло Пазолини и других не менее интересных писателей. Наконец, специалистам по русскому религиозному ренессансу и наследию Серебряного века он известен как тончайший специалист по творчеству Владимира Соловьева и Вячеслава Иванова. Не удивлюсь, если стороннему человеку покажется, что речь о трех разных людях… При этом в каждой из этих областей Николай Котрелев (1941–2021) оставался непревзойденным мэтром, чутко чувствующим изучаемую культуру. Автор настоящей рецензии не был близко знаком с Николаем Всеволодовичем, мы лишь изредка виделись на конференциях и круглых столах. И меня не оставляла мысль, что я общаюсь с современником Соловьева и Иванова. А ведь рядом находились не менее серьезные знатоки эпохи. Но для меня они виделись именно экспертами, а не свидетелями прошедшего…

В первую книгу вошли изыскания и публикации, связанные с именем Соловьева и историей отечественного модернизма. Из соловьевских штудий, которые в числе прочего включают неизданную переписку философа, исследование работы «О причинах упадка средневекового миросозерцания», стихотворчество, обращает на себя внимание статья, посвященная «Трем разговорам». В ней Котрелев приводил фрагмент предисловия, не включенный мыслителем в окончательный вариант книги: «Каждый из собеседников (не исключая и князя) высказывается иногда соответственно моим мыслям, но ни с одним из этих лиц (не исключая и г. Z) я себя не отождествляю». В опубликованном тексте Соловьев писал, что «окончательно стоит» именно на точке зрения г. Z, хотя и признает относительную правду других участников спора. Размышлял исследователь и о комическом в творчестве философа, видя истоки в наследии Эрнста Теодора Гофмана, которого Соловьев чрезвычайно ценил и переводил. Вот некоторые афоризмы создателя «Оправдания добра», которые напомнят изречения Козьмы Пруткова: «Солнце восходит, но оно же и заходит, так и ты избегай односторонности», «Человека, крепко спящего, не спрашивай о его здоровье, подожди, когда он проснется». В заметке об издательстве символистов «Скорпион» Котрелев отмечал, что издательств, выражавших вкусы и направленность определенной группы литераторов, всегда находилось немало (горьковское «Знание», «Центрифуга» футуристов и т.д.), но в «Скорпионе» они обрели логическую законченность и характерность.

Вторая книга в основном состоит из трудов о Вячеславе Иванове. Ученый писал об интеллектуальном дневнике автора «Родного и вселенского», переводах Эсхила, поэзии. Чрезвычайно важна реконструкция ивановских отношений с писателями-современниками. Так, с Александром Блоком общение было не всегда ровным. Поэтов объединял общий взгляд на символизм и размышления о судьбах России. Однако в дальнейшем произошло расхождение в видении символизма и неприятии Ивановым блоковских «Возмездия» и «Двенадцати». Впрочем, они вновь сблизились на ниве работы в «Алконосте» и «Записках мечтателей». Не менее сложными оставались его отношения и с Горьким. Последний, несмотря на все эстетические расхождения, хотел видеть оппонента на страницах созданного им журнала «Беседа». Однако это не мешало писателю критически оценивать «Вячеслава Великолепного»: «Щедро говорит комплименты, но так как они не оригинальны, то – кажутся неискренними (…) Непререкаемо уверен, что он «столп и утверждение истины». Прекрасно изучил все изгибы реакционной мысли, впрочем – нехитрые (…) Многое из своих мыслей о «соборности», «хоровом начале» он, видимо, уже забыл или запутал. Потеряв веру, не утратил механической привычки веровать».

Том дополняют статьи историка, связанные с издательским и библиотечным делом, а также библиография Котрелева, с авторскими комментариям – например, к своему реферату пьесы Бернарду Сантарену «Португалец, писатель, 45 лет»: «Когда начались отъезды друзей «в Израиль» (Вену, Париж, Америку), волной подмывало «за компанию». Да тут умер Салазар, и все посыпалось. Ехать стало некуда». Читая этот комментарий, я явственно слышал голос Николая Всеволодовича, рассказывавшего мне эту историю лет 25 назад…


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Запрет интернет-звонков совпал с интересами крупного бизнеса и чиновников

Запрет интернет-звонков совпал с интересами крупного бизнеса и чиновников

Михаил Сергеев

Цифровые сервисы в конце лета переживают массовую деградацию

0
5173
Воскресающее богостроительство

Воскресающее богостроительство

Андрей Мельников

Курская епархиальная аномалия и духовные искания отцов Октября

0
814
Президент возвращает схему коллективного руководства образца февраля 2022-го...

Президент возвращает схему коллективного руководства образца февраля 2022-го...

Иван Родин

Партии ведут предвыборную агитацию за народ

0
2333
Отдых на море стал неподъемным для многих итальянцев

Отдых на море стал неподъемным для многих итальянцев

Александр Тараканов

За пять лет цены на пляжные услуги на Апеннинах выросли на треть

0
1690

Другие новости