Согласно проекту Eurolink, общая длина висячего моста через Мессинский пролив составит примерно 3660 метров.
Иллюстрация с сайта www.strettodimessina.it
Неоднократно переносившаяся начиная с 2023 года дата начала работ по возведению моста через Мессинский пролив, которым планируется соединить материковую часть Италии с островом Сицилия, вновь откладывается. Счетная палата страны отказалась визировать окончательный проект и финансово-экономический план будущего строительства, одобренный Межведомственным комитетом по экономическому программированию и устойчивому развитию (Cipess), возглавляемый премьером Джорджей Мелони. Свое негативное решение по документу члены высшего органа государственного аудита вынесли еще в октябре, но теперь стала известна и его мотивация.
Как сообщают местные СМИ, поводом для отказа в визировании стал целый ряд выявленных нарушений, касающихся директив Евросоюза. Речь идет о директиве Habitat по «охране природных мест обитания, дикой флоры и фауны». Аудиторы также усмотрели нарушение директивы ЕС в договоре о государственном подряде на строительство моста, так как он претерпел по сравнению с первоначальным вариантом существенные «объективные и субъективные» изменения. К тому же проект не был согласован с национальным регулятором в сфере транспорта и тарифов.
Как пишет журнал Wired, наиболее острые замечания были высказаны по поводу экологических аспектов проекта, вопросы по которым возникли уже на стадии оценки его воздействия на районы, имеющие особую природную ценность, что предусмотрено европейской директивой Habitat. Техническая комиссия тогда высказала отрицательное мнение и приложила 62 предписания по трем зонам, характеристики которых соответствуют сети охраняемых участков «Натура 2000», предназначенной для охраны биоразнообразия территорий, находящихся под угрозой исчезновения или разрушения. Это горный хребет Пелоритани на северо-востоке Сицилии, побережье Виола в Калабрии, а также дно самого Мессинского пролива.
Чтобы преодолеть возникшее препятствие, правительство Италии приняло решение прибегнуть к так называемой процедуре IROPI, предусмотренной директивой Habitat. Оно объявило, что у строительства моста имеются «настоятельные причины преобладания общественного интереса», а проект «представляет значительный общественный интерес, который преобладает над потребностями охраны окружающей среды».
Следует напомнить, что в Риме даже попытались придать данному проекту военно-стратегическое значение, предлагая включить его в смету своих расходов на оборону, которые в соответствии с решениями состоявшегося 25 июня саммита НАТО в Гааге должны к 2035 году достичь как минимум 5% ВВП страны.
От попытки включить мессинский мост в программу европейского перевооружения, замечает Wired, отказались после того, как представитель США при НАТО Мэттью Уитакер заявил, что он не «имеет стратегической ценности для обороны». При этом процедура Iropi включает в себя ряд строгих обязательств, касающихся в том числе предоставления компенсационных мер по смягчению ущерба окружающей среде, которые должны быть одобрены Европейской комиссией. Однако, по мнению аудиторов Счетной палаты Италии, эти компенсационные меры «пока не определены четко».
Еще одним «критическим элементом», на который было ими указано, является значительное увеличение затрат на проект, которые «не оправданы должным образом».
Тендер на строительство моста в Мессинском проливе в 2006 году выиграл консорциум Evrolink. Тогда стоимость работ оценивалась примерно в 3,9 млрд евро. Но уже в 2011 году, когда был представлен окончательный проект моста, оценка предстоящих инвестиций увеличилась до 7,5 млрд. Предпринятая тогда попытка приступить к его реализации провалилась: в 2012 году все работы были прекращены из-за отсутствия необходимого финансирования. К проекту вернулись лишь через 10 лет, когда Министерство транспорта возглавил лидер партии «Лига» Маттео Сальвини, заявивший, что «мост является приоритетом». Это стало одним из лозунгов его кампании по выборам в Европарламент в 2024 году.
Проект Eurolink вновь был взят за основу, и нового тендера решили не проводить. На сайте консорциума сообщается, что речь идет о висячем мосте, общая длина которого составит примерно 3660 м, а длина подвесного пролета – 3300 м, при общей ширине почти в 60 м. Вся структура, срок службы которой оценивается в 200 лет, должна поддерживаться двумя мощными опорами, расположенными на обоих берегах Мессинского пролива, проектная высота которых равна 399 м. Стоимость строительства теперь оценивается в 13,5 млрд евро. Эта сумма фигурирует в бюджетных законах Италии на 2024 и 2025 годы.
Правительство, говорится в комментарии вещающего из Мессины телеканала Telespazioplay, попытается исправить документ Cipess, «исключив из него или переписав целые разделы, чтобы ответить на наиболее критические замечания аудиторов», а также «не допустить обнуления всей процедуры» и при этом избежать европейского штрафа за нарушение конкуренции.
В то же время в итальянском варианте интернет-издания HuffPost считают, что для «десятилетнего проекта», каким является строительство Мессинского моста, все же понадобится новый тендер, и с этим «особенно в европейских кругах трудно спорить». В публикации приводятся слова еврокомиссара по устойчивому транспорту и туризму Апостолоса Цицикостаса, который сказал, что «комиссия осведомлена о решении Счетной палаты Италии по данному вопросу и принимает его к сведению».
Милан


