![]() |
Художник Трифонов по-настоящему литературен. Александр Трифонов. Антон Павлович Чехов. 2018 |
Праздник художника Трифонова ярок. Здесь и фантазия, здесь же конкретика и плотность деталей. Они завораживают. Даже если речь о райском саде, который, конечно же, трудно представим.
Да, прорывается и трагедия, это неизбежно.
Картина «Несение креста» моделирует настоящее пространство боли.
У Трифонова особое отношение к предметности. Это метафизика, постижение корня вещей. Часто повторяется клавиатура: она словно подразумевает таинственную музыку мира. А вот она же, клавиатура, четко выраженное черное и белое, словно раскалывает мир Моцарта и Сальери на посвященной им картине.
Художник Трифонов по-настоящему и по-хорошему литературен. Одна из его выставок была, кстати, именно литературной.
Лица на картинах часто нет. Только белые овалы. Может, он таким образом пытается раскрыть тайну безликости современного мира?
В то же время персонажи соединены таинственными, незримыми нитями. Трифонов говорит: надо бережнее относиться друг к другу, иначе мы можем эти нити порвать. Неумным поведением, лишними, пустыми движениями.
Повторю: Трифонов насквозь литературен. Вот Сервантес: здесь хаос превращается в космос. Рокот трагедии, пышность одеяния – во всем праздник. Или Андрей Платонов. Без паровоза, мне кажется, невозможен этот писатель.
Космос Трифонова богат и разнообразен. Цитаты из мастеров Средневековья и современный фон.
Пейзаж Трифонова строг и красив. Тут и голландские панорамы – с пряничными домиками, таинственностью, с людскими фигурами. И люди здесь подавлены пространством. Голландия у Трифонова разная. Снег ее отдает счастьем детства, геометрия домов – основательностью быта.
Экспрессионизм, кубизм, реализм – все это так или иначе присутствует в манере художника. Он, на мой взгляд, довольно рано расшифровал собственное «я». И любую вещь исполняет так, что авторство почти не требует подписи.
В его картинах много музыки, много танцев. «Танго» завораживает необычностью, а «Танец» врывается в обыденность настоящим взрывом.
А еще у него удивительные деревья. И на холстах, посвященных Голландии, и на картине, связанной с Эдгаром По.
Трифонов – философ.
Вот, к примеру, картина «На другом берегу». Она показывает амбивалентность жизни. Тут цветение и обнаженность деревьев, и синь воды между ними. Это такая своеобразная модель мозга – с его двумя полушариями.
Картина «Тихая гавань» рождает умиротворение. Очень много не просто музыки, а музыкальных инструментов. Здесь и живая лира в руках Орфея. Скрипки и виолончели манят, клавиатуры появляются вновь и вновь.
И снова возникают герои литературного пантеона: лукавый, насмешливый и трагичный Шекспир.
Чехов, Кафка, Гоголь, Достоевский, Волошин, Бродский.
Спокойный, элегичный пейзаж, который называется «У нас в Братееве». Сухая зелень и бледная синева вод. Картина «Тайная сила» – это о любви. «Кардинал» – здесь изысканность красного и черного цветов. Красный огонь и чернота.
Художнику Александру Трифонову – 50. Он неустанен: много работает как театральный мастер, занимается книжной иллюстрацией.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать