Фото агентства городских новостей "Москва"
Государственный Эрмитаж объявил о повышении цен на входные билеты – с 1 декабря посещение Главного музейного комплекса и Главного штаба вырастет с 500 до 700 руб. Музей намеренно выбрал зимнее, переходное время: за месяц до каникул традиционно количество посетителей снижается. При этом Эрмитаж наращивает число льготных категорий: уже с 1 октября бесплатный вход в Главный музейный комплекс стал доступен по четвергам не только для пенсионеров, но также для детей до 18 лет, учащихся колледжей и студентов вузов.
Решение Эрмитажа о повышении стоимости билета, с печалью встреченное общественностью, имеет понятные причины: выручка позволит усилить охрану объектов, продолжить работу с коллекцией, организовать доступную среду и т.д. Выручка за билеты становится все более серьезной долей бюджета любого культурного учреждения. Идет ли речь о музее, театре или филармонии. Особенно в регионах, где нет серьезных спонсоров или культура финансируется по остаточному принципу.
Кстати, 700 руб. за посещение Эрмитажа в более широком контексте – не так уж много: билет в ГМИИ им. Пушкина стоит 950, в Третьяковку – 700 руб. В контексте доходов большинства россиян – обратный эффект: семейный выход в музей вылетает в копеечку, а если с экскурсией, то и совсем в круглую сумму.
Цены на билеты в театры стали притчей во языцех – и новость про билеты на спектакль в МХТ с Николаем Цискаридзе (в недавней премьере «Кабалы святош» он исполнил роль Людовика XIV) за 70 тыс. руб. уже не шокирует, хотя и удивляет. При этом в своих комментариях по поводу роста цен сам Цискаридзе высказывается за введение лимитов по верхней границе, ректор Академии русского балета им. А.Я. Вагановой справедливо считает, что стоимость билета в театр не может превышать ежемесячный оклад.
Билетные операторы между тем фиксируют и увеличение спроса, и рост средней цены. По данным «Яндекс Афиши», за первое полугодие 2025 года средний чек на спектакли увеличился на 15%, примерно до 5 тыс. руб. И хотя театры или концертные организации признают наличие билетов по очень высоким, практически недоступным ценам, руководство всегда делает акцент на усиление блока социальных цен.
Учреждения культуры соревнуются за лидерство в продажах по «Пушкинской карте» (для зрителей 14–22 лет). Заметим, что на 5 тыс. руб., которые субсидирует государство, в столичные театры обладатель «Пушкинской карты» может попасть один, максимум – два раза, если повезет «схватить» билет на старте продаж. Что же делать людям в возрасте от 23 до 59? Ловить откидные стулья, неудобные места, жертвовать удобством обзора (что, например, в случае с балетом исключено)…
Вопрос о том, как должна регулироваться сфера культуры, давно стоит на повестке дня. Движение здесь очевидно – в сторону рынка. Между тем доступность культуры должна существовать все же на равных условиях, особенно для молодого поколения. Государство уже сегодня должно формировать культурный код поколения, которое завтра будет формировать повестку дня – политическую, экономическую, социальную. Недоступность культуры ведет к духовному обеднению целых кластеров населения и – как следствие – культурного кода всей нации, культурного кода страны.
Баланс между коммерциализацией и гуманизацией – тонкий, деликатный, не имеющий однозначного решения. Переход культурных институций на рыночные рельсы, безусловно, влияние времени. Но каждый руководитель и учредитель все же должен осознавать опасность отсечения сегментов общества от культуры, чтобы сохранить культурный ствол нации.

