0
43
Газета Non-fiction Печатная версия

26.11.2025 20:30:00

Из кроткой голубицы в мстительную фурию

Воплощение зла или жертва обстоятельств?

Тэги: переводы, проза, дюма, екатерина медичи


44-15-12250.jpg
Мюриель Романа.
Предсказанная смерть: шпионки
на службе Екатерины Медичи /
Пер. с фр. Т.М. Петухова.– М.:
Колибри, Азбука-Аттикус,
2025. – 384 с.
Документальная повесть французской писательницы и сценаристки Мюриель Романы предлагает читателю, особенно российскому, выросшему на романах Дюма, пересмотреть свои предубеждения. Как мы знаем сегодня, герцог Ришелье вовсе не был тем злокозненным интриганом, каким его вывел беллетрист. Романа пытается показать нам, что и такая одиозная персона, как Екатерина Медичи, в реальной истории была вовсе не воплощением зла, а, напротив, жертвой обстоятельств и вынужденным тираном. Мы не смеем советовать, к какой точке зрения склониться, однако в любом случае поклоннику зарубежной истории, любителю королевских интриг и загадок прошлого эта небольшая книга приглянется. Хотя тех, кто зачитывался в юности «Королевой Марго», поджидает разочарование, потому что романтизация и документальная основа плохо ладят между собой – как говорится, это разное кино. Тем не менее истина может быть любопытнее вымысла.

Главное, что привлекает в повести Романы, – нейтралитет. Автор наблюдает за героями, не давая им особых оценок, сочувствуя добру весьма умеренно и не осуждая условное зло. Здесь нет белого и черного, к чему мы привыкли в приключенческой и любовной литературе, эксплуатирующей историческую тематику: может, злодеи не такие уж и злодеи? Единственное, на что стоит попенять: в книге нет практически ни одного достойного лица мужского пола, особенно на современный взгляд. Пренебрегающий женой король-эгоист и законченный развратник кардинал, поклонник насилия капитан Монтгомери, лжец и изменник герцог Омальский, садист барон де Рец… Не знаю, какой доброжелательный историк наших дней способен их оправдать. Но все эти типажи для своей эпохи – не безусловное зло, а абсолютная норма, отсюда философская констатация рассказчика, без бурных эмоций и негодования.

В то же время женщины заслуживают восхищения – за их мужество. И жалости – за то, что им приходится выживать среди таких грубых, циничных, жестоких, откровенно бездушных придворных-мужчин. В патриархальном мире даже манера поведения женщины регулируется мужчиной, и здесь мы видим как раз подобное общество. Мать становится жестокой по отношению к своим детям, будучи вынужденной выживать среди бесчеловечных мужских правил. Женщина становится интриганкой и коварной соблазнительницей, потому что только так она может влиять на события в стране и защитить свои интересы. Изначально кроткая, добродушная голубица превращается (если выживет, разумеется) в холодную, мстительную фурию. Что посеешь – то и пожнешь. Признаем, роман принадлежит к руслу «женской истории», неизбежно субъективной.

Книга – первая часть трилогии «Летучий эскадрон» – посвящена ранним годам правления Генриха II, предпочитавшего некрасивой и кургузой, но богатой супруге Екатерине Медичи престарелую фаворитку Диану де Пуатье. Долгие годы отверженности, нахождения на вторых ролях при «негласной королеве двора» Диане, бесконечные беременности, неблагополучные дети и тщетные попытки добиться расположения собственного мужа иссушили и ожесточили сердце французской королевы. Вынужденная лицемерно склоняться перед фавориткой мужа, будучи законной, но бессильной правительницей, лишившаяся своих детей, которых у нее забирали на воспитание супруг и его пассия, пренебрегаемая знатью и ни во что не ставимая обогатившимся за ее счет мужем, она с годами потеряла надежду приобрести благосклонность по-прежнему любимого супруга. Однако сохранила мечты о мести торжествующей временщице и о передаче трона сыну. Нелепый случай на турнире, коими любил потешить свое непомерное эго Генрих II, привел к тому, что капитан дворцовой стражи, вряд ли умышленно, всадил ему копье в правый глаз. Никакие доводы не могли уберечь короля от этого легкомысленного развлечения, и как дуэлянт рано или поздно получает пулю, так и любитель рисковых бравад редко заканчивает хорошо. Но этот случай изменил ход истории, поспособствовав возвышению забытой и томящейся в своей закулисной роли королевы, которая наконец получила возможность самореализации во власти. Все содержание книги укладывается в эту немудреную коллизию, однако композиция богаче.

Тема, над которой работает Мюриель Романа, – так называемый летучий эскадрон Екатерины, квадрига ее фрейлин, использовавшихся для интриг и придворных козней. На момент гибели Генриха эскадрон находился в стадии формирования. Легендарный впоследствии корпус роковых соблазнительниц, поддерживавших свою королеву всеми способами, предстает как несколько не самых счастливых девушек с печальными судьбами – в сущности, именно это сближает их с повелительницей. Мысль, что за тьмой в душе человека стоит безнаказанное зло, сотворенное с ним, не нова, однако всегда есть выбор: простить или помнить. Сильные и гордые женщины различных сословий, как и Екатерина, мечтают о мести тем, кто разрушил их судьбы. Без смущения и лишних эмоций писательница рассказывает об этих «гарпиях». Придворная фрейлина Луиза была любящей невестой капитана Монтгомери, смелого и честолюбивого, но беспринципного и жестокого человека. Женившись в угоду отцу на нелюбимой женщине, он избил и изнасиловал бывшую невесту, движимый звериной натурой и обидами. Однако это пустяки в сравнении с тем, что пережила Клодина. Амбициозная мать выдала юную красавицу за старого садиста барона де Реца, который измывался над молодой женщиной в тщетной надежде родить наследника. Изабо – провинциальная счастливица, мечтающая сделать хорошую партию при дворе, но женатый пройдоха герцог Омальский едва не обесчещивает простушку, обещая жениться. Не лучше пришлось и гугенотке Мадлен: после внезапной гибели отца и осуждения покровителя она готова пойти на панель ради помощи брату и больной матери, и только чудо приводит ее в мастерскую придворного художника… Всех этих женщин объединяют борцовская натура и нежелание подчиняться решениям мужчин, принимаемым за их спинами. Разумеется, такая трактовка отвечает духу современности, гендерной истории и соответствует мейнстриму, поддерживающему доминирующую роль женщины. Потому книга скорее понравится не читателю, а читательнице.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Легкое дыхание страсти

Легкое дыхание страсти

Галина Бурденко

Эссеистика перебивается прозой, как при постройке избы - бревна паклей

0
854
В банковском секторе Таджикистана – неопределенность

В банковском секторе Таджикистана – неопределенность

Андрей Захватов

Санкции поставили под удар стабильность финансовой сферы

0
4442
Ничего себе добрый

Ничего себе добрый

Правдивые или почти правдивые истории о звериной благодарности и неблагодарности

1
3056
Бурлила старая «Юность»

Бурлила старая «Юность»

Александр Балтин

Броневики и фейерверки отечественной литературы

0
607

Другие новости