0
521
Газета Вера и люди Печатная версия

19.01.2026 18:20:00

В защиту «Красного Торквемады»

Емельян Ярославский не только боролся с клерикализмом, но и занимался наукой

Сергей Иванеев

Об авторе: Сергей Васильевич Иванеев – президент некоммерческой организации «Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма», член Экспертного совета комитета Государственной думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений.

Тэги: емельян ярославский, безбожник, ссср, наука, сталин, атеизм, академия наук


11-9418-1-1-t.jpg
Емельян Ярославский
Иллюстрация из альбома
по истории ВКП(б),1926 г.
Емель­яна Ярославского его мировоззренческие оппоненты называли не иначе как «Красным Торквемадой» за организацию антирелигиозной работы в СССР. Этого большевистского деятеля принято в последнее время обличать за воинствующее безбожие советского государства. Однако нельзя сводить его вклад в политику лишь к антирелигиозной кампании. Ярославский все же был академиком АН СССР, проявил себя в качестве ученого и историка марксизма, а также как успешный администратор.

Можно часто встретить обвинения Ярославского в особенной ненависти к христианству, что не соответствует истине. В своих выступлениях и статьях он заявляет о реакционной политической роли и антинаучности идеологии различных религий и церквей – православной, католической, иудейской, мусульманской, различных религиозных групп. Например, в 1922 году он опубликовал в газете «Известия» статью «Что можно взять в синагоге», предлагая обложить прогрессивным налогом места в иудейском молитвенном доме «Алия ла-Тора» («Восхождение к Торе»).

Рассуждал о происхождении «религии пророка»: «Всякий, кто знает библейскую историю о том, как Моисей писал на горе Синай под диктовку господа-бога Саваофа, сразу же заметит, что рассказ о Мухаммеде почти целиком заимствован оттуда» («Кaк рoдятся, живут и умиpают боги и богини. – М.: Советскaя Pоccия, 1959). При этом Ярославский цитирует Коран, где «геенна приготовлена для неверующих и не допускающих «судного дня». В геенне будут поить кипящей водой, терзающей внутренности, и он делает вывод: «Так мусульманские попы запугивают мусульманина адом и прельщают его несуществующим раем, добиваясь, чтобы он выполнял их требования, чтобы он следовал их учению…»

В 1923 году вышла его известная «Библия для верующих и неверующих». Ярославский много работал над вопросами происхождения религии. Этому посвящена и другая его книга «Как родятся, живут и умирают боги и богини». «Главная задача работы – показать земной источник всех религиозных понятий и представлений, показать, что все боги созданы людьми», – писал автор. Сопоставляя религиозные верования разных народов, показывая их сходство, рассказывая о них, Ярославский подходит к ним не только как полемист, но и как историк религии.

Главной целью антирелигиозной работы он считал задачу «разбить и заменить религиозное миропонимание миропониманием научным». «Как ни кратка формула, но она включает основное… Это задача на годы. Каждому надо в этом направлении работать годами над собой для того, чтобы вышибить религиозное миропонимание», – утверждал Ярославский.

Многие критики его научного наследия не знакомы с тем фактом, что с 1913 по 1917 год, после пяти лет каторги, Ярославский в ссылке систематизировал фонды Якутского областного музея, возобновил ведение систематических описей музейных предметов, собрал значительные геологические и ботанические коллекции.

В ссылке он исходил все окрестности Якутска, изучал флору района, искал редкие растения. Ярославский был приглашен участвовать в заседаниях метеорологической комиссии при Якутском отделе Русского географического общества.

После победы революции он также занимался научной работой. В 1939 году избран действительным членом Академии наук СССР по отделению истории. В 1940-е – член Главной редакции 1-го издания Большой советской энциклопедии.

В разгар Великой Отечественной войны Москва направила Ярославского в Сибирь, чтобы выяснить целесообразность выделения из Новосибирской области какой-то одной из «лишних» областей. В условиях войны Новосибирску справляться с управлением оборонным и топливно-энергетическим комплексом на большой территории стало сложно. И во второй половине 1942 года добыча и отгрузка угля с шахт резко упала.

Ярославский находился в Кузбассе с 29 ноября по 5 декабря 1942 года, изучал экономическое положение. В результате именно этот регион стал самостоятельным от Новосибирска. Кстати, по результатам своей командировки Ярославский честно высказал Сталину, какое житье-бытье народа он увидел: «Во многих столовых грязь, обвешивание, нет посуды, пища готовится отвратительно, овощи дают мороженые… в райсоветах черствость, бездушие… Объясняют такое отношение ссылкой на войну… Не ведется фактически никакой борьбы со спекуляцией на рынках. Цены… взвинчены до предела: продукты по этим ценам недоступны массе трудящихся… При огромном развороте строительства промышленных предприятий жилищное строительство находится в забвении, что ведет к массовым нарушениям трудовой дисциплины». Так что доставалось от «Красного Торквемады» не только служителям культа. 


Читайте также


Какой могла быть альтернатива воинствующему атеизму

Какой могла быть альтернатива воинствующему атеизму

Михаил Стрелец

Отношение российских меньшевиков к религии и церкви

0
226
Российская наука пока превращается в "приблуду для увеселения"

Российская наука пока превращается в "приблуду для увеселения"

Анастасия Башкатова

Результаты исследований необходимо внедрять в реальную бизнес-практику

0
2339

"Независимая газета". Итоги 2025 года

0
20306
3. Неполиткорректный генетик Джеймс Уотсон

3. Неполиткорректный генетик Джеймс Уотсон

Первооткрыватель структуры ДНК был гениальным ученым и остроумным циником

0
2336