0
3091
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

21.11.2008 00:00:00

Физиологический натурализм Алексея Балабанова

Тэги: балабанов, дапкунайте, фильм, морфий


Все началось с SMS-ки поздно вечером: Ингеборга Дапкунайте пригласила на просмотр нового фильма с ее участием узкий круг своих друзей. У нас в семье Ингеборгу любят, поэтому и сомнений в целесообразности культпохода в кино не возникло. Маленький VIP-зальчик, человек на 30. Фильм «Морфий»: режиссер Алексей Балабанов, сценарий Сергея Бодрова-младшего, литературная основа – ранние рассказы М.А.Булгакова.

Алексей Балабанов – мэтр современного российского кино, суперзвезда. Все актеры мечтают у него сниматься, на съемочной площадке царит взаимная любовь. Он уже почти легендарен.

Его новый фильм снят методом физиологического натурализма. Все, чего я счастливо пока избежал в жизни, настигло меня в кинозале. Я, отец троих детей, ни разу не видел родов, теперь увидел. Реальная женщина рожает реально, реально перерезают пуповину, детеныш, появившийся на свет в какой-то слизи, сначала молчит, а потом после шлепка начинает орать. Я увидел разможженную льновялкой ногу женщины и то, как эту ногу пилят пилой. Я теперь знаю, как выглядит кость бедра в разрезе. Про обожженные, поджаренные тела не говорю, до сих пор стоят перед глазами. Я сейчас представляю, как выглядит роскошная женщина с длинной папироской в зубах в гинекологическом кресле и как некрасиво выглядит морщинистая попа спящей женщины, закинувшей ногу на бородатого мужика. До обморока впечатляет сцена операции на трахее синюшной девочки с вертикальным разрезом шеи в устье у самой ключицы, с последующим засовыванием в отверстие спасительной фистулки. Дыхание «рот в рот» в захлебывающийся рвотными массами рот дифтерийного больного в этом контексте выглядит невинной и полезной процедурой.


Александр Мамут, Ингеборга Дапкунайте и Ольга Слуцкер после закрытого показа фильма "Морфий".
Фото автора

Героя фильма, доктора Полякова, которого играет Леонид Бичевин, все время тошнит в унитазы, и барские, чистые, и в большевистские, загаженные почему-то сразу и на века. Зритель ненароком вместе с героем оказывается свидетелем того, как красивая женщина, пианистка и певица, усаживается на унитаз и писает. В этот миг хочется только одного, чтобы она не произвела непроизвольного и неконтролируемого звука. Спасибо режиссеру, он проявил деликатность.
На наших глазах главный герой, под воздействием увеличивающихся доз морфия утрачивает человеческие черты. Морфий – спасение – облегчение – гибель. Его подруга, сестра милосердия – немка Анна, в исполнении Ингеборги Дапкунайте, строгая красивая женщина тоже подсела на морфий.
С революцией происходят изменения: уездный лекарь-еврей появляется в комиссарской кожаной куртке, ему тоже нужен морфий, наш герой пытается излечиться, оказывается в советской клинике для душевнобольных, Балабанов замедленно показывает нам ужасающую замызганность процедурных ванн, палат, коридоров, персонала. Чувствуется, что он ненавидит этот новый строй «жидов и инородцев» всех типов, вознесенных революцией на вершину жизни. Красноармейский патруль состоит из двух азиатов. Они требуют у доктора «бумагу», удостоверяющую личность. Получают рецепт на морфий, подписанный самим же доктором Поляковым, удовлетворяются, герой свободен.
Символично. Рецепт на морфий – как пропуск в новую жизнь. Которую понять и принять без четырех граммов наркотика невозможно. Эта мысль усилена финалом фильма, в котором доктор Поляков оказывается в зале кинотеатра, где победивший пролетариат ржет над в общем-то несмешными кадрами немого фильма. Наш герой, засадив себе сквозь грязное исподнее прямо в бедро шприц с морфием, через минуту начинает ржать вместе с народом. То есть принять за смешное в этой новой России, вести себя так, как все, можно лишь ширнувшись. Выстрел себе в шею – единственный выход. Второй раз я на этот фильм Балабанова не пойду. Но и никогда его не забуду. Операторская работа Александра Симонова превосходна. Как и роли второго плана в исполнении Андрея Панина и Светланы Письмиченко.
Если кто-нибудь из молодых отскочит от наркотиков на ранней стадии увлеченности или вообще решит не пробовать, то фильм может оказаться еще и полезным.
После просмотра мы с Ингеборгой и ее друзьями поехали в ресторан «Мост», где пили очень хорошую водку, притупляя эмоции, вызванные методом физиологического натурализма Алексея Балабанова.═


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
457
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
506
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
299
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
200

Другие новости