0
2232
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

03.06.2011 00:00:00

Венгерский чардаш под началом ЮНЕСКО

Тэги: музыка, лист, юбилей


музыка, лист, юбилей Дьердь Оравец на концерте в Москве.
Фото предоставлено организаторами

Смущенный перед микрофоном и уверенный перед роялем, Дьердь Оравец с первых аккордов дал понять, что такое настоящий Ференц Лист – техничный и выразительный одновременно. На вечере в Литературном музее А.С.Пушкина, посвященном 200-летию со дня рождения великого венгерского композитора, его творческое наследие представлял тот, кто лучше всех понимает и передает его музыку.

Дьердь Оравец учился в той самой музыкальной академии, которую в 1875 году открыл в собственном доме в Будапеште сам Ференц Лист. В 26 лет пианист стал стипендиатом фонда Дьердя Цифры, который считается классическим исполнителем произведений мастера. А в последнее десятилетие именно с именем Оравца связывают «ренессанс Листа» в европейской музыкальной жизни. Так, он первым записал на пластинку сольное переложение «Танца смерти».

Программа концерта в Москве – поистине выбор виртуоза. Вальс из оперы «Фауст», первый «Мефисто-вальс», соната «По прочтении Данте», этюды по Паганини и, конечно же, «Венгерские рапсодии». 9-я и 19-я. Редко кто вспоминает, что рапсодия № 9, одна из немногих, имеет название – «Фестиваль в Пеште». И в ней венгерский композитор передал расслабленную атмосферу этого города начала 1840-х годов, еще до строительства первого цепного моста через Дунай и его объединения с Будой. Это время триумфа Ференца Листа в Венгрии. На его концерты знать приходила в национальных костюмах, а сам маэстро, охваченный патриотизмом, пожертвовал часть выручки от выступлений жертвам наводнения в Пеште.

Но все это совершенно необязательно держать в уме, чтобы музыка Листа в исполнении Оравца перенесла слушателя в Венгрию. Лист настолько любил использовать в своих произведениях национальные мотивы, что сам придумал жанр музыкальной рапсодии на народные темы, в котором впоследствии творили Прокофьев, Хачатурян, Рахманинов. И даже смерть у него танцует национальный танец чардаш («Чардаш смерти», 1882 год).

Этот год для Оравца особенный. ЮНЕСКО объявило 2011 годом Ференца Листа, и пианиста разрывают на концерты, в том числе в Москве, Киеве, Астане. Но даже в этом калейдоскопе выступление в атриуме Литературного музея Пушкина неуловимо выделялось. Под стеклянной крышей, когда над головой плыли облака и летали вечерние стрижи, невольно приходила в голову мысль, что музыка великого венгра такая же живая. Возможно, именно это хотел сказать Дьердь Оравец своей игрой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Ольга Соловьева

Преимущества КНР сделают многие российские отрасли неконкурентоспособными

0
1193
Кассационные суды нашли себе место в системе

Кассационные суды нашли себе место в системе

Екатерина Трифонова

Проверочная инстанция прислушивается к обвинителям охотнее, чем к защитникам

0
880
Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Михаил Сергеев

Всемирный экономический форум оценивает ориентиры очередного пятилетнего плана КНР

0
1385
В России упростят конвоирование опасных преступников

В России упростят конвоирование опасных преступников

Иван Родин

Наручники также наденут на осужденных и обвиняемых по некоторым "политическим" статьям

0
1009

Другие новости