0
1076
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

18.05.2012 00:00:00

Об интеллектуальной независимости и авантюрных художественных стратегиях

Тэги: пономарев, художник, биеннале


Художник и моряк Александр Пономарев похож на Нептуна – высокий, статный и с пышной шевелюрой. 21 мая ему исполнится 55. Распивая в мастерской чай за столом, где даже клеенка в виде географической карты, Александр ПОНОМАРЕВ рассказал корреспонденту «НГ» Дарье КУРДЮКОВОЙ о 1-й биеннале современного искусства в Антарктиде, о марокканском деде Хадже, о том, что мир опять перевернулся, о слиянии большевизма с гламуром, об энтропии и Венеции и о том, что художник – датчик трагизма жизни.

- Ваши проекты сегодня чаще можно увидеть в Европе, чем в Москве - это принципиальное решение или так складывается?

- Как пел Высоцкий, «не волнуйтесь, я не уехал». Это не принципиальная позиция - скорее, формат происходящего здесь стал мне чуть-чуть маловат. За последние полгода у меня было три европейских выставки - видеовыставка художников из Восточной Европы в Испании, в Париже выставка «Voyage, voyage!» - все латиноамериканцы, и я как-то туда затесался, причем меня назначили украинцем из-за того, что я родился в Днепропетровске. Мой прапрадед был сотником Запорожской Сечи, казаком, и даже упоминается у Тараса Шевченко, а дед был героем Сталинградской битвы, погиб в 32 года, и до сих пор русское и украинское сложно разделить, я же дитя Советского Союза… А последний мой артистический «подвиг» - биеннале в Марокко.

- На Марокканской биеннале вы были единственным художником из России - что у вас был за проект?

- Эту биеннале восемь лет назад инициировала Ванесса Брэнсон…

- Родственница Ричарда Брэнсона? Он колонки в «НГ» пишет.

- Правда? Вот это да - приятно. Ричард Брэнсон мне симпатичен в том смысле, что он слегка с приветом и строит индивидуальные космические корабли и подводные лодки, а не только зарабатывает деньги, продавая диски Virgin. А Ванесса - его родная сестра, она любит Марокко, у нее там гостиница, и вот она придумала биеннале. И вместе с куратором Надимом Самманом попросила сделать что-то этакое! Вот я и закрутил... Ну, я, конечно, понимаю, что приношу проблемы кураторам…

- Неожиданное для художника заявление…

- Объекты большие, делать их сложно - часто там еще и вода есть, все тяжелое. Правда, такие вещи мало людей в мире делают, это организаторы, конечно, понимают. По мысли кураторов, современное искусство "плюхается" на неожиданную для него и не ожидавшую его территорию, закручивает там какую-то воронку идей. И с присущим мне авантюризмом я "плюхнулся" туда на вертолете. То есть сначала мы летали на вертолете, а я смотрел вниз на пустыню, на Атласские горы, и в конце концов решил сделать что-нибудь из того самого вертолета.

- «Летатлин»…

- Ну, нет, конечно, хотя мы оба с Татлиным моряки. И я считаю, что если бы Татлин не был моряком, конструктивизм бы не появился - он ведь всю жизнь восхищался самонапряженными конструкциями… В общем, в Марокко я вспомнил красивую декартовскую теорию вихрей (жалко, что ученые периодически от нее отказываются) про потоки эфира, которые пронизывают, закручивают пространство, порождая гравитацию. А техника - продолжение человеческого тела, и вертолет - одна из машин для "борьбы"с гравитацией - поэтому проект я назвал «Agravitation». Перевёрнутый «вниз головой» вертолет как будто взлетает, отрывается от земли, и три лопасти его винта удерживаются, как кандалами, тремя "вздыбленными" мощными корабельными цепями, которые будто бы поддаются вращению, закручиваются в спирали-гелисы… Вся конструкция застыла в точке преодоления гравитации. И цепи-спирали одновременно и суппорт - вихревая опора всей конструкции - и связь, которая должна быть разорвана!

- Почему вы перевернули вертолет?

- Мир перевернулся, все вверх дном! Я сравнивал художника с пилотом вертолета, потому что с точки зрения аэродинамики, на вертолете нельзя сделать «мертвую петлю», нет математики, описывающей такой маневр, но некоторые пилоты делают это. И мы, художники, иногда выбираем такие авантюрные стратегии… Для меня авантюра имеет хороший смысл, это действие с негарантированным положительным результатом, приключение, риск-adventure-разрыв привычных связей… Огромные корабельные цепи я нашел в самых «африканских» портовых районах Касабланки. А помогали все это устанавливать тридцать марокканцев во главе с замечательным дедом, которого все зовут Хадж, потому что он был в Мекке. Мы, конечно, рискнули, потому что никаких чертежей не было, а высота - около 10м. Вообще, попадая в исламскую страну, испытываешь некоторое неудобство - закрытый мир, женщины в хиджабах, змеи на площади, голос муллы над всем городом, мечети. Но постепенно привыкаешь, возникает чувство уважения и любопытства. Я всегда стараюсь работать на месте и с местными жителями, абсолютно вливаясь в эту жизнь, потому что по большому счету, это и есть самое интересное.

- Вы же и сами станете куратором - на I биеннале современного искусства в Антарктиде. Не самое ожидаемое для искусства место - почему там?

- Да, надеюсь, это произойдет в 2013-м году… («Хлебнем чайку», - говорит Пономарев, выдерживая паузу). К сожалению, многие толком не знают об Антарктиде. Например, о том, что открыли ее Беллинсгаузен с Лазаревым. Недавно я был на конференции, посвященной подготовке празднования 200-летия этого открытия. Там я рассказал, что в конце прошлого года был в экспедиции в Антарктике на нашем судне "Академик Иоффе". В рейсе была правнучка Эрнста Шеклтона, выдающегося английского исследователя Антарктиды, и родственники Фрэнка Уайлда, друга и соратника Шеклтона. Мы штормовали в Южном океане для того, чтобы исполнить последнюю просьбу Уайлда и захоронить его останки на Южной Георгии, где скончался Шеклтон. И мне пришлось рассказывать англичанам, что первыми Антарктиду увидели Беллинсгаузен и Лазарев, а великолепный моряк Кук, совершавший плавание на юг, в докладе Английской королеве заверил, что земли там нет, поэтому почти пятьдесят лет никто туда не ходил, а Александр I экспедицию отправил, и она оказалась успешной. Многие не знают об этом. Вообще, Антарктида - континент мистический. Единственный белый лист, где нет населения и все страны живут по правилам международной конвенции 1959 года, там нет военных кораблей и нельзя осуществлять никакую деятельность кроме научной и творческой.

- Утопия…

- Да, последняя утопия. И безмерная красота просторов, сохранившая какую-то первозданность, всеразмерность. У меня есть такая инсталляция «Далай». Так вот "далай" в переводе с древнетибетского - это Океан, но не как водяная масса, а как Мир. Что-то подобное океану в «Солярисе» Тарковского. Мир, который и внутри, и снаружи - и мир, который, как в «Сталкере», зависит от меня, а не только от того, что в Зоне. Поверьте, в Антарктике есть такое ощущение! Во время презентации Антарктической биеннале на последней биеннале в Венеции я обещал, что там в Океане не будет ни выставок в привычном понимании, ни продаж, но зато художники смогут промыть глаза, продышать легкие, соотнестись с таким пространством, с которым негде больше столкнуться. Мне хочется вместе с международной командой символически возвратиться на родину, поискать другие миры, о которых Гессе говорил, что «это и есть смысл нашего пребывания на Земле - мыслить, искать и вслушиваться в дальние исчезнувшие звуки, так как за ними лежит наша истинная родина».

- А какая программа?

- Это будет абсолютно демократичный международный проект с двумя девизами. Первый - «Биеннале вверх ногами», ну, это понятно, другая сторона планеты. А второй из «Капитана Немо» - «Мобильное в мобильном», поскольку строить что-то постоянное нельзя. Мы поплывем на научно-исследовательских судах «Академик Иоффе» и «Академик Вавилов», они пойдут из Европы и зайдут в несколько европейских портов, чтобы загрузить элементы инсталляций художников. Большинство участников прилетит в Ушуаю, самый южный город Земли на проливе Бигль - слева Чили, справа Аргентина - фантастика! Там все пройдут «акклиматизацию» в Андах с банкетами и встречами, а потом мы поплывем через пролив Дрейка. В Антарктиде суда будут заходить в разные гавани, художники - строить инсталляции, мы будем снимать фильмы и даже прямые трансляции сделаем, на борту будут дискуссионные клубы, лаборатории. Я как комиссар предполагаю пригласить несколько кураторов и около тридцати художников. Русская платформа определена тем, что наша логистика в Антарктиде, несмотря ни на что, достаточно развита. Плюс я контактирую с канадцами, занимающимися туризмом, они помогут с безопасной высадкой и т.д.

- Из наших кто-то будет?

- А как же! Только хотелось бы пригласить художников "широко мыслящих" и независимых, но часто молодое современное искусство подвержено моде, борьбе с социумом, а мне было бы интересно, чтобы чистоту этого белого листа заполнили те, кто способен работать с большими объектами и думает о пространственной структуре образа. Кроме того, на пароходе должны быть люди по духу близкие - там ведь вся эта мистика - пролив Дрейка, где Летучий голландец, русалки, инопланетяне…

- Как-то еще антарктическую тему будете развивать?

- Хочу открыть на Гранд-канале в Венеции павильон Антарктиды как постоянно действующее выставочное пространство. В общем, все время поближе к сырости! Еще Фалес Милетский говорил, что в человеке скрыта вечная тайна, вечное воспоминание того, что он вышел из воды. А в нас во всех живет "внутренняя рыба". У меня есть такие стишки: «И чтоб на то сказали вы бы, но понятно всем уже, что мы раньше были рыбы, а совсем не шимпанзе. Есть у каждого изъяны, тот не тот, и та не та. Я вот не от обезьяны, а уж точно от кита. Занимайте оборону - кто не тот, тот индивид, в небе белая ворона, а в синем море - белый кит». В Антарктиде я возвращаюсь в молодость, что-то со мной там происходит - снова песни начинаю сочинять…

Кроме того, в Академии художеств я занимаюсь созданием Морской комиссии. Это междисциплинарное образование, но ядро - конечно, художники. Надеюсь, в итоге мы сделаем большую международную выставку в каком-нибудь из наших музеев.

- Вы делаете кураторские проекты из-за нежелания связываться с галеристами, из-за стремления к большей свободе?

- Мне сложно работать с галеристами - мое искусство, как я уже говорил, неформатное, тяжело перевозимое. Но причина даже не в этом, просто любой человек развивается, и это абсолютно нормальная практика, когда зрелый художник курирует большие проекты. Мне интересно совмещать мое морское прошлое с артистическим настоящим. Сейчас у нас часто кураторами становятся движимые другими мотивами люди. Вот был какой-нибудь токарь или доктор, заработал бабок, все есть, что называется, и скучно ему, и еще жена каждый день перед глазами с покупками болтается, и он ей говорит - ну, уже займись чем-нибудь. Неужто он ее пошлет в доярки или в медсестры - лучше в кураторы, там все одеты красиво, вина можно выпить на вернисаже. Сейчас много, конечно, и хороших кураторов, но много и таких вот кура-а-аторов…

- Что формирует моду на актуальное искусство?

- Моду формирует общество. Если представить общество как суп, туда картошки нарезали, морковки, мяса - и вроде все есть, да чего-то не хватает. И вот туда специй добавляют. Современное искусство - вроде как перчик с солью.

- Довольно нелестная картина…

- Почему? Достойная социальная функция современного искусства. Проблема в том, что здесь оно превращается в секту. В США, во Франции - в старых демократиях - общество не воспринимает современное искусство отлично от всего остального. Есть общая область культуры. Я только что выступал в Галерее Тейт в зале Тернера, - я чуть в обморок не упал, даже представить себе не мог, что буду рассказывать там о своем «Потерянном острове» в Баренцевом море рядом с лучшим классическим английским художником. Или вот я был одним из первых художников, кто в Лувре сделал проект - радикальный, с подводной лодкой. Ко мне подходили на FIAC и спрашивали, какая галерея тебя представляет? - я расправлял плечи и выпаливал: «Лувр!» Но там классическое взаимодействует с современным. А у нас этого нет из-за молодости страны. Мировая сфера современного искусства разнообразная и демократичная. Все научились действовать вместе с пользой для себя и для общества, как- то исторически мыслить, не сиюминутно.

Вообще я не люблю понятия типа «актуальное» - это изобрели деятели рынка, где каждый должен огородить свой прилавок, чтобы поэффективней впаривать. Повесить красные флажки, что тут у нас радикальное, а тут еще какое-то. Но это касается не содержательной, а рыночной части. Сейчас модно говорить - «протестная культура». Да любой нормальный художник к ней относится, вопрос, против чего протестует - против устройства своей деревни или пытается соотнести себя с вечным круговоротом космоса. В определенном возрасте взаимодействие с политическими движениями уже воспринимается как потеря времени. Ну а молодежь, чтобы заметили, должна поактивнее выступать. Вот она и с песней, и с пляской, и с членом, и с лозунгом революционным... Есть левые стратегии, борющиеся за перестройку социума - но когда встает вопрос о метафизических основаниях, обычно они беспомощны. На мой взгляд, художник - не тот, кто так реагирует, это ведь не журналист. Но конечно, ничего не нужно запрещать и уж тем более за это сажать в тюрьму.

- Да, в России это уже превратилось в отвратительную тенденцию - теперь вот с Pussy Riot еще…

- Тенденция социального активизма «на грани» наблюдается и в мире. Но у нас это принимает форму политически-идеологического кошмара! Не могу сказать, что у меня однозначное отношение к этим девушкам - не уверен, искусство ли это. Но как говорил Лотман, "пикантность здесь в том, что мы оказываемся в мире, где благополучие менее вероятно, чем убийство." Как гражданин я нахожусь в либеральной части спектра и понимаю - без свободы и конкуренции ничего не будет. Но для художников, на мой взгляд, практики, связанные с социальным кипением - не лучший путь. Но сажать их в тюрьму недопустимо. Я сам человек православный, и судить - вообще не дело христианина. В России есть большая проблема - мы всё любим пихать в одну корзину. Если у нас светское государство, несколько религиозных конфессий, так и наказывать нужно на основании закона. А когда такие события становятся бесконечным инфоповодом, то ни к искусству, ни к реальным социальным проблемам это отношения не имеет. У нас сейчас произошло отвратительное слияние всего со всем: церкви с бизнесом, искусства с политикой, большевизма с гламуром.

- Чего не хватает современному искусству, если не хватает?

- Как деятельности или как сфере? В смысле деятельности у нас много замечательных конкурентоспособных художников. Что касается сферы современного искусства, она в зачаточном состоянии и пока не может конкурировать с западными институциями. Во Франции, например, на Венецианскую биеннале выбирают художника, а тот зовет куратора (вот теперь и у нас так сделали) - это освещают все журналы, книжек кучу издают, т.е. там мощный механизм работает на художественное событие. У нас этот процесс, насколько я в курсе, всегда был между бардаком и подвигом, и всегда на чьем-нибудь одном горбу. Надо, чтобы было много институций, журналов, чтобы они конкурировали… Молодых поддерживать надо. В принципе, мы туда движемся, но медленно. На наших «биенналях» (так инженер мой говорит: «Опять биенналя твоя!») мы хотим все время встроиться в мировой художественный процесс, доказать, что мы тоже ничего. Московская биеннале все время меняет «одежду» - то это потертые джинсы, то фрак, то якобы очки европейского интеллектуала. Мы пытаемся что-то накрутить, и в итоге это отдает провинциализмом. Хотя все равно здорово, что биеннале есть и как-то стимулирует процесс. Государство должно культуру поддерживать. Во Франции художник - герой, потому что у них при этом слове в голове выстраивается исторический ряд: Пуссен, Ватто, Делакруа, Болтанский. А у нас выстраивается другой культурный ряд - писатели в лучшем случае. А у иконописцев не было имен... Слушал недавно Сокурова, согласен с ним - ведь вообще все должно зарабатываться, строиться и добываться ради культуры народа, нации.

- Как по-вашему, художник свободнее был до 1988-го, когда не было аукционов, не было институций - или все-таки сейчас?

- Внутренняя свобода зависит только от него самого. Он одинок, такова его природа. Тут как у Марка Аврелия: «Задача жизни в том, чтобы не быть на стороне большинства, а чтобы жить в согласии с внутренне осознаваемыми тобой законами». Есть примеры творцов, которые были абсолютно выключены из системы - тот же Всеволод Некрасов. Но он был абсолютно свободным человеком. И я - за интеллектуальную независимость. Энгр говорил, что если художник очень многим нравится, ему следует задуматься. И сейчас есть художники, зависимые от институций и тенденций, а есть независимые. Мне, например, все равно, какие тенденции - я реализую свои идеи! И на мой взгляд, сейчас разумнее стратегия не встраивания в мировой художественный процесс, а его формирования. И здесь существующие институции могут как помогать, так и мешать. Художник - это не сотрудник, пусть даже самой продвинутой институции. Художник -чувствительный датчик трагизма жизни, и если у него отсутствует эта боль, то скорее всего нет и оснований для такой деятельности. Искусство - тонкая материя, во многом зависящия от того, какая у художника онтология, как он смотрит на мир. Для меня вот важно критическое отношение к миру в целом, способность чувствовать возрастание энтропии. Об этом мой последний проект на Венецианской биеннале - «Один из 1000 способов победить энтропию». Я пригласил еще трех художников и попытался вместе с ними поразмышлять, где находится художник между Логосом и Хаосом.

- Поэтому у вас часто в работах встречается понятие энтропии? Помнится, на выставке про Кулибина в «Крокин Галерее» в 2008-м году была инсталляция на эту тему.

- Приятно, что вы помните. На самом деле, венецианский проект я назвал вслед за той работой. Для меня категория энтропии всегда имела глубокий и завораживающий смысл. Думаю, оттого, что с помощью нее можно анализировать и характеризовать процессы как в термодинамике, так и в более "очеловеченных" науках, включая теорию катастроф, социологию и теорию информации. Несколько лет назад в Венеции над Арсеналом я наблюдал падающий болид с каплеобразным святящимся хвостом. Я воспринял это как какой-то знак и начал обдумывать смысл произошедшего. Болид в переводе с греческого - «метательное копье», «стрела», что напомнило мне о другой стреле - стреле времени, одностороннюю направленность которой определяет второе начало термодинамики. Ведь природа стремится от наименее вероятных состояний к наиболее вероятным. И только так. А мне вдруг стало мерещиться невероятное событие - что этот метеорит падает, охлаждается в арсенальной воде и превращается в болид Формулы-1, в техническое устройство, машину, оскалившуюся на город, где машин сроду не было! Подводная машина с новорожденным пилотом-младенцем-новым человеком! Гонка со временем, невозможная петля, вираж, формула. Я назвал инсталляцию "Формула" - как запись тождества, где переменными являются природа, человек и техника. Содержание этих переменных понятий лежит по разные стороны некоего прозрачного предела, его границы обрели у меня форму водяных колонн, резервуаров вертикальных энергий, координат, определяющих направление колебаний между этими сторонами - условным низом и верхом. Еще Аристотель утверждал, что эволюция направлена на достижение идеальной цели, которая сама остается неподвижной. И способность творчества, которая в античности определялась как "Техно" (без разделения на искусство и технику) - это просто возможность создавать разность потенциалов, неравновесное поле, в отличие от равенства энтропийной смерти, и рождает действительность нового логоса.

Данте в 21 песне «Божественной комедии» сравнил Венецианский Арсенал с Адом: "И как в венецианском Арсенале Кипит зимой тягучая смола, Чтоб мазать струги, те, что обветшали, И все справляют зимние дела..." Великий поэт провел где-то здесь рядом невидимую черту, границу между Порядком и Хаосом. Черта пролегает в каком-то другом измерении, и возможность пространственных нырков, фазовых переходов и будоражит фантазию залетного художника в его противоэнтропийной кампании!

Вообще жизнь художника - акт, свершение, движение по пути в мире, который не абстрактное вместилище вещей, а протяженный Океан - простор, имеющий одновременно несколько измерений, где смена курса определяется топологией открытости мира, где уже вроде бы все на своем месте, но пространство всегда готово раскрыться для новых событий. Да и сам художник - это и есть, собственно, путь-субъект, плывущий остров, корабль, раскинувший сети координат в пространстве-времени, чтобы определиться, вчувствоваться и возвратиться к себе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Мария Павлова

После победы кандидата от оппозиции страну ждут турбулентные времена

0
713
В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

Михаил Сергеев

В университете имени Сергея Королева в Самаре создается Центр интеллектуальных беспилотных авиационных систем

0
700
КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

Дарья Гармоненко

Электоральные и политические реалии отменяют борьбу с "Единой Россией" как минимум до 2026 года

0
610
В США раскрыта тайна президентского факсимиле

В США раскрыта тайна президентского факсимиле

Геннадий Петров

Конгресс собирается назвать имена тех, кто подписывал указы за Байдена

0
832

Другие новости