0
4795
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

01.03.2013 00:00:00

Солонка Бенвенуто Челлини

Олег Краснов

Об авторе: Олег Краснов Вена-Москва

Тэги: музей, кунсткамера


музей, кунсткамера Кунсткамера Габсбургов – богатейшее собрание редкостей всех мастей.
Фото пресс-службы Музея истории искусства

Сегодня в одном из лучших мировых собраний античности и старых мастеров Kunsthistorisches Museum после десяти лет реконструкции двери для посетителей открывает Кунсткамера – знаменитая сокровищница Габсбургов. Не только богатейшее на планете собрание редкостей всех мастей, но и яркий пример правильного и удачного коллекционирования.

Старт собранию утвари из золота и серебра, монет, драгоценных камней, украшений, семейных регалий и реликвий был дан еще в середине XIV века Рудольфом I. Именно он предложил создать фамильную сокровищницу Габсбургов. В последующие века она получила значительное пополнение ренессансной скульптурой и гобеленами, резьбой по слоновой кости и дереву, раритетами из дальних экзотических стран, часами, игрушками-автоматонами и другими передовыми механизмами своих эпох. В общем, стала своеобразной энциклопедией произведений искусства. Так здесь оказались тондо Донателло «Мадонна с младенцем» и скульптуры Росселино, Ломбардо и Мантеньи. Более 800 гобеленов, составившие на сегодня крупнейшее в мире собрание. Бронзовые фигуры Джамболоньи, первые часы с шаровым ходом, кубки и вазы из золота и драгоценных камней; знаменитые автоматоны «Трубач» и «Корабль»; великолепные скульптуры из слоновой кости Леонхарда Керна, мастера фурий и Маттиаса Штайнля…

Император Фридрих III, правивший в конце XV века, уже перенял французскую моду к коллекционированию, был меценатом для художников и слыл настоящим экспертом в области ювелирного искусства. В начале следующего века Фердинанд I отвел специальные помещения для хранения и экспонирования редкостей и стал основателем венской Кунсткамеры, а его сын Фердинанд II Тирольский стал разработчиком каталожной системы для различных предметов. В этом одном из первых такого рода каталогов не только систематизировались ценности, но и давалось их подробное описание, чтобы зрители и потомки могли знать, кто и из чего создавал произведения; что символизирует та или иная деталь. Такая модель собирательства и стала прообразом и каноном коллекционирования произведений искусства и в основном действует до сих пор.

Новая экспозиция открывается в расширенных, отреставрированных залах бельэтажа первого этажа – там же, где она размещалась с 1891 года во время открытия величественного здания Музея истории искусств. Экспонаты (для обозрения их выставлено более 2,2 тыс.) собраны по теме «Коллекционеры дома Габсбургов и их собрания» с мультимедийными приложениями-рассказами об их истории и техниках ремесел. Кроме того, музейщики придумали и два плана осмотра сокровищ – для внимательных посетителей и спешащих. Последние буквально за 20 минут благодаря централизации и возвышению особенно важных экспонатов могут осмотреть всю экспозицию.

Однако безусловным центром притяжения здесь станет сальера (солонка) работы флорентийского гения Бенвенуто Челлини – пожалуй, самое знаменитое произведение в этой части музейной коллекции. Кроме того что скульптурная группа с аллегорическими фигурами бога морей Нептуна и богини земли Теллус, саламандрой, кораблем, триумфальной аркой, толстощекими дующими путти и тайниками для соли и перца из чистого золота на подставке из эбенового дерева – единственный известный ювелирный шедевр Челлини, с этой работой связана и криминальная история, прогремевшая на весь мир. В мае 2003 года, во время реставрационных работ, сальера была украдена специалистом по сигнализациям. Курьезность ситуации состояла в том, что пьяный мужчина, очевидно, просто куражился: увидев слабую систему защиты в музее, он проник в помещение и вынес работу, а о ее реальной ценности узнал только на следующий день из газет. Обнаружить реликвию удалось лишь в конце 2005 года; тогда же ей посвятили отдельную выставку, еще больше обострившую зрительское внимание.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1147
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3091
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1744
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2092

Другие новости