0
1413
Газета Периодика Интернет-версия

01.03.2001 00:00:00

Русские не сдаются - они кидают и отрываются

Тэги: Иоселиани, песня, Дебют, Спайкер, Собаккаа


Посвящается Отару Иоселиани

Сам я - вятский уроженец,
Много горя повидал:
Всю вселенную объехал (с Алехой),
Даже в Турции бывал.

Народная песня

ТЕМ, КТО помнит содержание процитированной песни, можно дальше не читать, поскольку они не узнают ничего нового, - кроме того, что эта песня, особенно в дружном, добром исполнении, вполне может считаться пересказом повести Сергея Сакина и Павла Тетерского "Больше Бена (Русский сюрприз для королевы-мамы)". Повесть получила на литературном конкурсе "Дебют" 2000 г. первую премию, опубликована на интернет-сайте Вячеслава Курицына, а теперь будет печататься с продолжением в журнале "Птюч". Точнее: в номере "Птюча" за январь-февраль опубликовано только начало повести, но, поскольку в Интернете она есть уже вся, мы и будем говорить о ней в целом.

Сами себя Сакин и Тетерский называют соответственно Спайкер и Собаккаа (с двумя "к" и "а", чтобы индивидуализировать, а себя вдвоем - подонками. Вячеслав Курицын в предисловии к "птючевской" публикации пишет, что "подонки" - это московская "слегка позолоченная молодежь, которая не имеет отношения ни к художественным,┘ ни к банковским, ни к другим профессионально организованным тусовкам: просто тусовка, задачей членов которой является чисто прожигание жизни". Это не так: Спайкер и Собаккаа не просто тусовщики, но тусовщики экстремальные. То есть это тип молодых людей, которые ищут в жизни приключений, без особой уголовщины, но нужны острые ситуации: например, болеть на футболе, подраться с фанами противоположной команды, отсидеть за мелкое хулиганство, потом немного поработать в какой-нибудь фирме и т.п. Повесть - не совсем повесть, а дневники, повествующие о том, как Спайкер и Собаккаа в конце 1999 - начале 2000 г. ездили в Англию (отсюда и "королева-мама"), где жили в разных сквотах, африканских кварталах и т.п., воровали еду и выпивку в магазинах и попытались получать деньги путем разных, ну, комбинаций; самая простая: поступить в университет и получить студенческий кредит.

Очень хочется рассматривать этот текст прежде всего как человеческий документ: рассказ "изнутри" о новом (?) типе молодежи. Но это, конечно, еще и литература, на чем сами авторы и настаивают, пускаясь иногда в пафосные декларации: "...меня мучает вопрос: расценят ли они (родители. - И.К.) это исключительно как браваду двух проходимцев, дорвавшихся до свободы и беззастенчиво пытающихся сорвать все ее плоды, или же смогут разглядеть во всем этом рассказ о дружбе и предательстве, о радости существования и одиночестве, о познании простых истин - короче, все то, что мы, как мне кажется, пронесли с грехом пополам сквозь бесконечные описания попоек и преступлений?" Спайкер и Собаккаа в этих дневниках - прежде всего литературные герои, так что выяснять, что они напортачили в Лондоне на самом деле, а что досочинили, - бессмысленно. Дневники написаны так: вперемешку идут фрагменты, написанные то одним, то другим, они выделены разным шрифтом. Каждый вклинивается в текст другого и поправляет: "Бруда! Ты забыл упомянуть о главном!!" Бруда - брат; вообще жаргона в книге столько, что авторы приложили к тексту словарик.

Персонажи "Больше Бена" переполнены кучей идиотских предрассудков, в том числе расовых. Правда, при прямом столкновении с объектами нелюбви переходят на общечеловеческие принципы: "Этот пожилой чурка просил вместо него позвонить в эмиграционный офис, так как из их кагала никто не знал английский. Звоню. Чтобы уравновесить весы Судьбы хоть каким-то некриминальным добрым делом". "Подонки" - не люди толпы, которая может коллективно перейти к фашизму. Их состояние - переходное между людьми толпы и людьми не-толпы, и само качество этой переходности в самом деле новое.

Описание своего криминального образа жизни - литературный сюжет с почтенной традицией, особенно во Франции, - от Франсуа Вийона до Жана Жене. Здесь дело в другом. В последние годы в русской прозе появилось целое направление молодых авторов, пишущих, казалось бы, очень просто, иногда крайне откровенно про собственную частную жизнь. И все эти авторы совершают внутри псевдодокументального текста более или менее сложные литературные игры, и Спайкер и Собаккаа, хоть и дебютанты, здесь не исключение. Они - наиболее простодушная и психологически "адреналинная" ветвь этого направления.

Главная новизна направления: необычные истории из жизни одного человека свидетельствуют о реальности жизни каждого, как бы он ни жил. В этой прозе важны яркость и внутренний напор, "драйв" ситуации - но это не импрессионизм, потому что принципиальное значение имеют реальность и интенсивность переживания. Интенсивное переживание собственной и чужой жизни, откровенность до скандала - или точные наблюдения над скрытыми процессами психики - свидетельствуют о том, что личность человека реальна, существует сразу в нескольких временах, открыта другим и всему, что есть вокруг. Вот в этом дело и у Спайкера и Собаккии, а вовсе не в их полукриминальных похождениях.

Направление это, вероятно, косвенно связано с "новым журнализмом" в прозе США конца 60-х - 70-х гг., но тут есть и много нового, своего. Из ближайших русских аналогов можно вспомнить Ярослава Могутина и Михаила Иванова с его дневниковой прозой "Банан". Но это представители других стратегий письма. Могутин написал рассказ "Как я воровал в Париже" - чем, казалось бы, не прямое предвосхищение "подонков"? Но Могутин выстраивает своего героя как бунтаря (и недаром говорит о влиянии на себя французской литературы): "Париж меня злил и раздражал. Мне хотелось сделать ему плохо, потому что он меня соблазнил и бросил. И я придумал, как я это сделаю: я его обману и обворую". Спайкер и Собаккаа - не бунтари, а адреналинщики. Но и не конформисты. Другое дело, что такой образ жизни, как у их героев, аморфен, они легко признают себя людьми "без определенных стремлений".

Однако у авторов, Сергея Сакина и Павла Тетерского, личное стремление оказалось - это литература как способ общения и способ доказать реальность происходящего.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
835
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
932
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
294
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
1171

Другие новости