0
625
Газета Периодика Интернет-версия

02.08.2001 00:00:00

Тайные колобки на военном совете


"Художественный журнал" # 37/38. "Новая критика".

ОЧЕРЕДНОЙ номер "Художественного журнала" (сокращенно "ХЖ") посвящен "новой критике". Точнее было бы сказать, "новой критичности": некоторые из авторов журнала публикуются довольно давно (Ирина Аристархова, Валерий Савчук, Анатолий Осмоловский), а вот ситуация, о которой говорит номер, сформировалась в последние несколько лет. По уверениям редакционного предисловия, цель номера - обозначить изменившуюся позицию для понимания места радикального искусства в обществе.

Предъявленная "новая критичность" - левая в политическом смысле слова мысль, объединяющая социальный и эстетический анализ. Авторы дают философско-политическое толкование известным произведениям искусства (Алексей Цветков-младший о фильме "Бойцовский клуб"), или описывают искусство, работающее с элементами политического языка (Максим Каракулов об акции "Демонстрация", проведенной группой "Общество Радек"), или анализируют ситуацию современного художника или критика в социально-политическом контексте (большинство авторов журнала).

Так вот, новый "ХЖ" обнаруживает странную вещь. Новейшая левая идеология оказывается эзотерическим учением. Причем эзотеричность эта какая-то виртуальная, даже игровая: она состоит в зацикленности на определенных понятиях и способах отношения к жизни. И обнаруживается она не на уровне статей, а на уровне контекста. Статьи сами по себе содержат много интересных и глубоких мыслей. Владислав Софронов-Антомони пишет - по сути, в ответ, хотя бы и невольный: "НЕНАВИСТЬ - КОНТРРЕВОЛЮЦИОННА! Не всякая контрреволюция есть ненависть, но всякая ненависть есть контрреволюция".

Однако социальное для большинства авторов этого номера оказывается предельным горизонтом интерпретации. Есть, конечно, особые случаи: в статье Цветкова про "Бойцовский клуб" социальное описание человека оказывается метафорой для философско-антропологического его понимания, а антропологическое - для социального. Однако в целом - так.

И поэтому особый интерес вызывают те статьи, в которых есть другой способ интерпретации - прежде всего тексты Валерия Савчука и Лены Ковылиной (есть еще статья Ирины Аристарховой "Воплощения. Размышления о феминистской эстетике и кураторстве" - очень хорошая, ее стоит рекомендовать всем, кто интересуется феминистской проблематикой в искусстве, но все-таки она, скорее, историко-аналитическая). Общее у них - одно: высказывание о личном риске художника и критика в современной ситуации. Идея личного риска временами появляется и в других статьях, но в основном контрабандой. А здесь - все четко. Акционистка Лена Ковылина пишет о швейцарском перформанс-дуэте "Йоко": две женщины, которые довольно жестоко экспериментировали друг с другом - пришивали себя друг к другу нитками, на одной из выставок час плевали друг другу в рот, неподвижно сидя на стульях (у читателя могут возникнуть ассоциации с Хармсом - видимо, неслучайные). Все это совсем не ерунда: демонстрация реального телесного и нравственного риска в современной культуре принципиально важна. И, что еще важнее, человек при этом провоцирует в первую очередь не общество, а самого себя. Философ, куратор и художник Валерий Савчук указывает, что акционизм сочетает в себе черты философии (вспомнив греческих киников - например, философа Диогена, который ходил по улицам с фонарем и орал "Ищу человека!" - чем не Олег Кулик?) и художественного действия. "Философ, живущий "по своей мысли", приходит┘ к искусству коммуникации и синтезу слова и жеста┘ Философ... если он актуален, оказывается по одну сторону баррикады с художником, так как задается тем же опытом про-, вы- и переживания".

Личная вовлеченность - эротическая, психологическая и т.п. - как раз и может стать тем пространством, где социальное ставится под вопрос. Не отменяется, но ставится под вопрос. При таком понимании некоторые из описанных в номере акций сохраняют значение, но меняется их контекст. Есть описанная у Каракулова акция "Демонстрация": несколько художников-акционистов вклинивались в толпу людей, ожидающих зеленого света на светофоре, и, когда "колонна" трогалась, поднимали над ней лозунги вроде "Каждому 700$" или "Sex Marx Karl Pistols". Это художественно продуктивно, но возможны и совсем другие языки высказывания о человеке - метафорические и музыкальные (в видеоарте, например). Они не хуже.

Если считать социальность пределом интерпретации, то возникает ложная дилемма: либо эзотерическое сопротивление, либо некритическое, конформистское принятие общества, в котором живешь. Это не дилемма - это ловушка. Человек в современной ситуации - сам себе эзотерика и ее преодоление. Разговоры о "неолиберализме как победившей идеологии", о "новом мировом порядке" и тому подобном мало чем лучше неоконсервативной критики во имя идеологически понимаемых нравственности, позитивного коллективизма и здорового образа жизни (пример - молодежное движение "Идущие вместе"). Любые попытки мобилизовать художника на борьбу с глобализацией или в защиту идеологии "традиционных ценностей" могут быть успешны, но оборачиваются партийностью - эзотерической или радостно-общенародной. Подлинный прорыв может быть только частным, хотя его можно разделить с другими частными лицами.

Возможно совсем другое отношение к социальности, сформулированное, в частности, Анной и Михаилом Разуваевыми в документации к их летним акциям 2001 года: акции могут быть почти незаметными или даже вызывать тихое одобрение. Участники акций ходили по городу с жужжащими предметами в кармане или пили в людном месте пиво, с которого были содраны этикетки и приклеена просто надпись "Пиво", как в рекламе. Другие стратегии постановки социального под вопрос проводятся в новых видеоперформансах сибирского художника и поэта Игоря Смирнова - как, например, в его фильме "Щелкунчик", где торжественная музыка Чайковского сопровождает действия человека, совершающего во дворе многоэтажного дома странные манипуляции с мусором, промежуточные между помоечными поисками бомжа и абсурдистским балетом. При этом возникает резонанс, слегка дематериализующий деятельность героя, "бомжа-партизана" на задворках огромного города.

В этих работах ставится под вопрос принудительность и тотальность "социального". Есть и другие работы, не "из той же оперы", но из похожей - уже московские, описанные в том же номере "ХЖ" в статье Богдана Мамонова, произведенные в рамках проекта "Escape".

В человеке есть нечто более интересное, чем его отношение к своей и чужой власти. Опыт ХХ века приучил художника и критика ставить под вопрос свою искренность. Это необходимо, но это еще не смирение, а просто условие для дальнейшей работы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
725
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
837
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
256
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
1017

Другие новости