0
5744
Газета Персона Печатная версия

20.10.2021 20:30:00

Девочка-хулиганка из СССР

Анна Харланова о редком растении под названием магарыч и детской книге, где папа «Беломор» курит

Тэги: премии, фестивали, детская литература, липецк, воронеж, политех, фотография, маркетинг, металлурги, ссср, беломор, деревня, тюмень, алкоголь, литинститут, альтист данилов

Анна Харланова (Анна Павловна Чернышева) – поэт, прозаик, культуртрегер. Родилась в селе Доброе Липецкой области. Окончила Литературный институт им. А. М. Горького (семинар прозы Владимира Орлова). Публиковалась в журнальной периодике. Автор поэтических книг «Стихи из кладовки», «Стихоосетр», сборников прозы «Фиолетовый апельсин», «Добрые рассказы». Победитель премии Алексея Липецкого, нескольких всероссийских и международных литературных конкурсов. Учредитель Всероссийской литературной премии им. А.И. Левитова и проекта «ЛевитовФЕСТ». Живет в Липецке, ведет детскую литературную студию «Скворцы».

премии, фестивали, детская литература, липецк, воронеж, политех, фотография, маркетинг, металлурги, ссср, «беломор», деревня, тюмень, алкоголь, литинститут, «альтист данилов» Ни деревенских, ни городских ребят убитая птица не шокирует. Франс Снейдерс. Натюрморт с лебедем. 1640-е. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Анна Харланова успешно трудится на разных фронтах – поэзия, взрослая и детская проза, педагогическая деятельность. Но сейчас для нее гораздо важнее культуртрегерская работа, помогающая выявлять и продвигать литературные таланты. Организованный ею фестиваль и премия уже дали серьезные плоды. С Анной ХАРЛАНОВОЙ побеседовал Юрий ТАТАРЕНКО.

– Анна, скажите, пожалуйста, что вам ближе – стихи о любви или детская проза? Как переключаете регистры?

– Сказать по правде, сейчас у меня творчество на паузе, вот уже год как. Стихи иногда случаются, когда просто уже невозможно их сдержать, а прозу я себе запрещаю. Почему? Ответ очевиден: вся моя энергия, все время идут на проект «ЛевитовФЕСТ», который включает в себя Литературную премию им. А.И. Левитова, сентябрьский фестиваль, ежемесячные мероприятия в Липецке «Открытый микрофон: Левитов ждет!» и конкурс буктрейлеров по произведениям писателя.

Если говорить в целом о моем творчестве, то стихи сменяют прозу серьезную и прозу детскую, это происходит само собой, без усилий с моей стороны. Первый поэтический опыт случился в возрасте семи лет: это был верлибр, как я теперь понимаю. Первое вдохновение пришло в Добровском лесу, куда с дедушкой Петей и бабушкой Клавой мы приезжали на мотоцикле за грибами.

Пока мои юные родители учились в медицинском институте в Воронеже, я жила безвыездно в селе Добром, неграмотная прабабка Анисья рассказывала мне про царские времена, про послевоенный голод и про Бога, варила мне кулеш (пшенный суп на воде, заправленный сметаной). Бабушка часто брала меня на работу, в поликлинику, где они с дедушкой проработали всю жизнь. С детства я тоже мечтала стать врачом. Потом балериной. Потом летчицей. Потом поэтом.

Стала – по первому образованию – теплоэнергетиком. Даже не знаю, каким чудом я получила диплом с отличием. Затем в моей жизни было счастье длиной в пять лет – Литературный институт. Училась одновременно в двух вузах: после второго курса дневного отделения Политеха поступила на заочное отделение в Лит. Переключаться с лирики на физику было непросто, но мне удалось. Параллельно работала внештатником в одной из липецких газет, стажировалась на телевидении, но пришла к выводу, что журналистика – не мое. Затем работала фотографом и маркетологом.

– Что вы выделяете у своего учителя Владимира Орлова – «Альтиста Данилова» или «Аптекаря»? Чему он вас учил на семинарах?

– У меня есть обе эти книги с автографом автора. И не только они. «Соленый арбуз», «Происшествие в Никольском», «Бубновый валет» – в любой библиотеке найдете книги Владимира Викторовича на самом видном месте. «Альтист Данилов» – это уже классика.

В Лите принято называть своих учителей-писателей мастерами. Кстати, Орлов сам себя писателем никогда не величал. Очень скромный, мудрый человек, мощная личность. Говорил, что научить писать нельзя, но научиться – можно.

Мне было 19 лет, одна из самых младших на семинаре, робела и, даже когда не понимала, чего это мастер мне в тексте начеркал, стеснялась подойти и спросить. Но я сохранила все эти почеркушки и спустя годы как-то открыла – и все поняла, чего Орлов от меня хотел. Хотя, казалось бы, десять лет не писала после окончания Лита, а стоило снова взяться за дело – словно туман рассеялся.

Не только Владимир Орлов был для меня учителем, но и Александр Евсеевич Рекемчук, добрейший человек. Кстати, на его семинаре я познакомилась с Романом Сенчиным, который впоследствии согласился поработать в жюри первого сезона Премии им. А.И. Левитова, за что ему огромная благодарность.

– Как родилась идея премии? С какими трудностями столкнулись, довольны ли итогами первого сезона?

– Первая Всероссийская литературная премия в Липецкой области была учреждена к 185-летию со дня рождения писателя-народника Александра Левитова, моего земляка. Мы оба родились в селе Доброе, в детстве я гуляла по улице Левитова, еще не зная, кто это. Планирую, что премия ежегодно будет вручаться в Липецке и позволит не только открыть новые имена в литературе, поддержать талантливых авторов, сохранить литературное наследие Левитова, но и поставить новую точку на литературной карте России. Лично меня задевает, что Липецк знают только как город металлургов и вообще часто спрашивают: «Липецк – это где?» Надеюсь, теперь все запомнят, где!

Премия Левитова – моя личная инициатива. Я сама не понимаю, откуда во мне такая смелость и упорство – сразу же всероссийский масштаб. Просто год назад в свой день рождения (мне исполнилось сорок) я проснулась с ощущением, что мне море по колено и горы по плечу. Алена Воробьева позвонила меня поздравить, и мы разговорились про премию. Следующую ночь я не спала, писала положение, продумывала детали. Сразу решила, что нужен и литературный фестиваль, в нашем регионе подобного еще не было.

В оргкомитет премии помимо учредителя (то есть меня) вошли писатель Роман Богословский, поэт Алена Воробьева, поэт и общественный деятель Алена Алексеева. Призовой фонд в этом году составляет 100 000 рублей, это спонсорские деньги. В первом же сезоне свои произведения на конкурс прислали более 2000 авторов из 70 регионов России и еще из 8 стран, поэтому в новом сезоне премия автоматически становится международной.

Конечно, мы очень довольны итогами первого сезона, никто не ожидал такого интереса к премии. Разумеется, внимательно прочитать такое количество текстов – очень непросто, но мы справились. Для нас важно было оценивать именно тексты, не обращая внимания на имена, знакомства и регалии. Мы были строги и честны – прежде всего перед собой. Нам удалось. Хотя некоторые наши друзья-писатели, возможно, и обижены, что не вошли в лонг- и шорт-листы. Хочу им сказать: ребята, вы очень талантливы, не опускайте крылья, пишите! Заявки на новый сезон ждем уже с 1 декабря 2021 года. Подробности появятся на сайте www. levitovfest.ru

В составе жюри премии Левитова – писатели, поэты и литературные критики России: Нина Ягодинцева, Роман Сенчин, Борис Кутенков, Андрей Тимофеев, Светлана Чураева, Анна Маркина, Наталия Елизарова, Женя Декина. Всем этим людям низкий поклон за их бескорыстный труд.

Победителей первого сезона объявили в день рождения Александра Левитова на первом Всероссийском литературном фестивале «ЛевитовФЕСТ». Ими стали: в номинации «Поэзия 18–40 лет» – Анна Долгарева (Москва), в номинации «Поэзия 40+» – Максим Жуков (Евпатория), в номинации «Проза 18–40 лет» – Александра Яковлева (Омск), в номинации «проза 40+» – Ольга Фатеева (Москва).

– Анна, что должен знать и уметь детский писатель? Бывает, автору смешно, а ребенку нет…

– Пишу не только для детей. У меня есть стихи и проза для взрослой аудитории. На своем опыте подтверждаю: невозможно писать для маленьких, если ты сам в душе не остаешься ребенком. Хорошо бы как можно дольше сохранять эту детскую непосредственность, способность радоваться жизни. И только тогда получится написать для детей – позитивный текст.

– Как получилось, что после Литинститута вы подались в детскую литературу? Это связано с вашими семейными обстоятельствами?

– Как уже прозвучало, я училась в семинаре Владимира Орлова. И после своим детям действительно что-то такое сочиняла постоянно. Я родилась в селе Добром Липецкой области в здании храма. Знакомый, узнав об этом, загорелся: напиши рассказ! Ну, не знаю – просто роддом тогда находился в здании церкви. С другой стороны, я очень люблю родные места, и мне, конечно, хочется выразить свои чувства и в слове на бумаге. Решила написать о детстве мамы, два года собирала и обрабатывала истории из ее жизни и не только. То есть я осознанно шла к детской книге. Собственно на написание сборника «Добрые рассказы» про девочку из СССР «для детей от 6 до 96 лет» ушел месяц. Работала в деревне, чтобы никто не отвлекал. Девочка Наташа – собирательный образ, это не мама, не я – а девчонка-хулиганка. Она гораздо смелее меня – и такая же кудрявая, как мама (улыбается).

– В книге наряду с веселыми историями есть рассказы с легкой грустцой, отчасти даже философские. Должна ли детская литература только развлекать?

– У меня в этой книге то гуся зарубили, то папа – о, ужас! – курит «Беломор». Но я старалась писать максимально честно. Чтобы получилась не только история, интересная детям, но и своеобразный портрет эпохи. А тогда реально взрослые курили папиросы – не только пастухи, но и хирурги. Да и курица в суп – это по-прежнему деревенские будни. Часто выступаю на разную аудиторию. И отмечаю, что городских ребят убитая птица не шокирует. А уж среди юных читателей из глубинки и вовсе никто даже бровью не повел…

С другой стороны, выступая перед детьми на литфестивале в Тюмени, я обнаружила, что там не знают слова «магарыч». Ребята предположили, что это редкое растение. И только один школьник постарше уверенно заявил: «Это – алкоголь!» Я рассказала, что «магарыч» – это благодарность авансом или после успешного завершения дела. Одна из тюменских мамочек на это гордо сказала: «А у нас и без этого все делается хорошо!»

– Кто из детских писателей вам нравится больше всех?

– Недавно открыла для себя питерского прозаика Ирину Данилову. Мы с дочкой прочли ее историю «Это не тритон» и были в абсолютном восторге. Год назад прочла замечательную книгу «Сиррекот» москвички Анны Маркиной. До сих пор желаем с дочкой другу перед сном: «Пусть тебе приснятся сиррекотята».

– Почему среди детских писателей мало мужчин? Есть Дмитрий Емец – а кто еще?

– Даже не знаю… Не хотите рискнуть закрыть эту амбразуру? Могу назвать вам еще одного Дмитрия – из лонг-листа премии Левитова, это Дмитрий Шнафетдинов из Тамбовской области, талантливый поэт.

– Сами не пробовали писать детские стихи?

– Нет. Это очень сложно. Куда мне до детских классиков: Маршака, Барто, Чуковского… В книге рассказов современного детского писателя Виктории Татур прочитала ее замечательные стихи. У той же Вики Татур есть шикарная история про слониху – просто бери и снимай мультик! Важно понимать, что у тебя получается лучше, что твое, а что нет.

– Кто выбирает или подсказывает название книги? Насколько оно важно для детского писателя?

– У меня никаких проблем с названиями рассказов и книг не возникает. Они приходят сами собой. К примеру, недавний сборник лирических стихов я назвала «Стихоосетр». Эта рыба просто приплыла в один из текстов и так там и осталась. «Добрые рассказы» – про добрую девочку из села Доброе, так что и тут все логично.

Мне очень повезло с иллюстратором. В Липецке есть областная детская газета «Золотой ключик». Художник Эльвира Овечкина помогла оформить книгу «Добрые рассказы». Я в полном восторге. А редактор этой газеты Софья Милютинская помогла книгу отредактировать, спасибо ей огромное.

– Не пытаетесь заинтересовать своими нешаблонными рассказами для детей крупные издательства?

– А как?

– Я вас правильно понял: прожить детской литературой можно и без книги в крупном издательстве?

– Прожить можно, заработать – не факт. Проблема в том, что писать мы умеем, а продвигать себя – как-то не очень. Посылать самотеком рукописи в издательство в надежде на чудо?.. Я в такое верю слабо. Пытаюсь изменить ситуацию: в этом году организовала Всероссийскую литературную премию им. А.И. Левитова. Пожалуй, конкурсы и премии – единственный шанс быть замеченным. Победители получили не только денежные призы, но и рекомендации к публикациям в толстых литературных журналах. Надеюсь, мы смогли кому-то помочь пробиться.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Немецкие автоматчики 1941 года: миф и реальность

Немецкие автоматчики 1941 года: миф и реальность

Максим Кустов

Откуда взялось представление об огневом превосходстве вермахта в начале войны

0
1087
Выстрел в спину

Выстрел в спину

Александр Щеглов

Вызвали в политотдел – удачи не жди

0
1560
Без хулы и отрицания

Без хулы и отрицания

Виктор Леонидов

Рюрик, Ленин, Пушкин, Солженицын, свет и тьма

0
290
Были мы – помни об этом…

Были мы – помни об этом…

Виктор Леонидов

Дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон растрачивала свой талант прозаика в многостраничных письмах

0
639

Другие новости

Загрузка...