0
978
Газета Филология Интернет-версия

06.12.2001 00:00:00

На границах исчерканных языков

Тэги: Скидан


Александр Скидан. Сопротивление поэзии (серия "Версия письма"). - СПб.: Borey-Art-Center, 2001, 232 с.

НЕ СОВСЕМ понятно, стоит ли помещать рецензию на этот сборник именно на полосе "Филология": то, что делает поэт и философ Александр Скидан, к филологии, строго говоря, не относится. Не относится и к критическим статьям в традиционном понимании. Помещенные в этой книге Скидана насыщенные философские эссе при некотором усилии могут быть отнесены и к филологии (потому что большей частью они о литературе, хотя есть и о телевизионных ток-шоу, и о техновечеринках, и о русской интеллигенции), и к художественной литературе. Но в обоих случаях требуется усилие. Однако само то, что надо прикладывать усилие, для того чтобы соотнести с чем-то привычным, вполне соответствует и стратегии Скидана, и одной из его постоянных тем - о границах и различиях. Например, в эссе "Из путеводителя по "Моцарту и Сальери", устроенном как словарь понятий, нужных при обсуждении трагедии Пушкина, первая же "словарная статья" сообщает, что алгебра и гармония - "два полюса романтического видения художника. Выводя Сальери отравителем Моцарта, Пушкин сталкивает/разносит эти полюса и отравляет тем самым все будущие интерпретации "маленькой трагедии". Ну да известно: одни хлопоты с этим Пушкиным. Свое собственное произведение и то понять не дает.

Но, с точки зрения Скидана, такая проблематичность, "подвешенность" интерпретации - единственная рабочая ситуация для того, чтобы думать о литературе, о философии и вообще о попытках понять мир через языковые произведения.

"Сопротивление поэзии" имеет два смысла. Сопротивление - чему? - поэзии. Сопротивление - чье? - поэзии. "В этой неразрешимой┘ двусмысленности уже содержится залог более требовательного и, возможно, действенного провала", - пишет автор в эссе "Сопротивление поэзии". Почему провала? Потому что провал в терминологии Скидана - отказ от большого проекта осмысления. Обещание осмыслить мир в поэзии или философии для Скидана - подозрительная утопия, потому что она отвлекает от подлинных, существующих здесь и сейчас проблем человека. То есть хороший, правильный автор - тот, кого нельзя понять целиком, а можно только описать границы понятности. Самое же интересное в произведении - это непонятное, перерыв смысла. За ним-то и можно ощутить самое глубокое в человеческом переживании. В русской литературе это явно открыли Мандельштам и уже названные обэриуты.

Для Скидана важна французская яфилософская традиция ХХ века - от Жоржа Батая до Жака Деррида - традиция, обычно называемая постмодернистской. Однако Скидана в этой традиции - как и в других новейших традициях - интересует тот опыт, который обычно с постмодернизмом не соотносится и чаще всего ему, постмодернизму, противопоставляется: непосредственного и сильного личного переживания. То, что так глубоко понято в книге Батая "Внутренний опыт" и (в меньшей степени) в эссе Деррида "Страсти". Батай, как и русские обэриуты Хармс и Введенский, - автор для Скидана принципиальный. В разных эссе Скидана идет развитие большого сюжета, для понимания которого важно творчество именно этих авторов - а также петербургских современников Скидана: Аркадия Драгомощенко, Сергея Завьялова, Василия Кондратьева. Сюжет - понимание литературы как события на пределе языка. То есть личный опыт таков, что его можно выразить только через разрушение и преобразование языка. Это преобразование, существование на границе языка и может быть понято как личное сопротивление.

Живое ощущение ужаса, бессмыслицы и кризиса в эссе Скидана преодолевается и в словесной работе, и во внутреннем переживании. Преодолевается все время по-разному. То, что Скидан называет "провалом", - это возможность не сделать из сопротивления доктрину. Слово "провал" кажется мне чересчур ригористичным. Но позиция Скидана и вообще ригористична. Он и подрывает риторику и идеологию литературы - и в то же время втянут в традицию идологизации и философской риторики. В эссе "Голос ночи" Скидан пишет про Константина Вагинова: "Одним из первых он не просто использует чужое слово как цитату или реминисценцию, но тематизирует его как руину". Так вот, в эссе Скидана как раз философская и филологическая риторика показана тоже как руины. Но риторические сюжеты в его эссеистике сохраняют свое обаяние. Или, если вспомнить строку Лермонтова: "Так храм оставленный - все храм┘"

Чувство абсурдности языка и склонность к риторическому выражению этой абсурдности - сочетание, известное и даже привычное в философии ХХ века. Она приводит к тому, что автор начинает придумывать неологизмы: их придумывал Хайдеггер, а потом Деррида. В этой же традиции работает и Скидан, у него слова превращаются одно в другое: сначала он берет неологизм Даниила Хармса "Летербург", то есть посмертный Петербург, Петербург за рекой Летой, и порождает из этого слово "летература", то есть такая литература (в Петербурге и не только), которая зациклена на переживании и переписывании культурного прошлого.

Постоянно обращаясь к европейской философской традиции (кроме названных выше имен Скидан называет в качестве ключевой для себя фигуру Ницше - из которого в значительной степени вырастает и философия Батая, и творчество Деррида), автор "Сопротивления поэзии" делает вещь трудную, почти невозможную: говорит о различиях между российской и западной философией (эссе "Транспозиции") так, что российские и западные авторы существуют для него в одном проблемном поле. Для понимания мира важными оказываются и проза Мориса Бланшо, и роман Андрея Битова "Пушкинский Дом", и стихи современных петербургских поэтов. В новой книге, как и в прежних эссе, Скидан снова пишет о "Маленьких трагедиях" Пушкина, используя метод деконструкции не для того, чтобы разоблачить Пушкина, но для того, чтобы показать его таинственность.

Такое самоощущение в культуре - редкость, а в сочетании с жанром философских эссе - еще более удивительно. Пример Скидана позволяет понять, что все распространенные описания постмодернизма - цитатность, ощущение мозаичности и относительности культуры, иррационализм - не имеют прямого отношения к делу. Постмодернизм - это не то, о чем нам говорили. Поэтому давайте уж мы вовсе не будем о нем говорить. Есть просто новое состояние культуры, и Скидан пишет изнутри него, но критически - то есть преодолевая оптические искажения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
735
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
847
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
260
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
1029

Другие новости