0
2007
Газета Поэзия Интернет-версия

05.06.2014 00:01:00

Петит

Тэги: поэзия, переводы, эдгар по, геннадий шпаликов, борис рыжий


поэзия, переводы, эдгар по, геннадий шпаликов, борис рыжий

Елена Печерская. Расстрелянные менестрели. – М.: Буки Веди, 2013. – 120 с

Автора этого лирического сборника трудно назвать новичком в литературе. Переводы Елены Печерской, ее критические и литературоведческие статьи, да и стихи печатались достаточно много. Тем не менее книга «Расстрелянные менестрели» во многом стала неожиданностью даже для тех, кто уже давно знает автора. Само внешнее оформление этого по-женски изящного сборника стихов свидетельствует о нешаблонном и даже отважном творческом мышлении поэтессы.

Стихи Елены Печерской выделяются глубиной и остротой мысли, большой напряженностью внутренней жизни, трагическим восприятием бытия. Автор раз и навсегда выбирает для себя некую высокую точку отсчета, с которой рассматривает героев, события и явления современной жизни, свою личную судьбу… Жесткость, даже непоколебимость авторской позиции заставляет отдать предпочтение более скупым средствам внешней выразительности. Елена Печерская тяготеет к лапидарности, краткости при емкости внутреннего содержания и почти всегда придерживается принципа: «Чтобы словам было тесно, мыслям – просторно». Честно говоря, иногда хочется, чтобы она от этого принципа немного отступила, перестала быть к себе избыточно строгой и требовательной; тогда, возможно, ее внутреннее дыхание приобретет большую свободу. Впрочем, нежелание растекаться мыслию по древу не мешает ей создавать и достаточно крупные формы: поэмы и циклы стихов.

В рамках классического русского стихосложения поэтесса чувствует себя легко, свободно и раскованно, она великолепно слышит слово со всеми возможными созвучиями: «Он был предан тобою, но искренне предан тебе…», «А звезда соловьиного свиста/ мерно льет свой мерцающий свет», «От резких порывов ветра/ тебе и зябко, и зыбко…» Подобных примеров внутренних рифм, как и диссонансов, можно найти в сборнике немало, но главное – изощренность автора в версификации никогда не становится самоцелью, а служит решению основной художественной задачи.

«Из каменного гнезда» – такое название Елена Печерская выбрала для одного из разделов сборника, и это достаточно символично. Внутренний мир современной горожанки, жительницы мегаполиса, преломлен в ее лирике нервно и подробно. Урбанистические мотивы, тема любви-ненависти к искусственной среде, ставшей для многих из нас родной, постоянно присутствуют в стихах и поэмах Елены Печерской, обогащая их горькими парадоксами и диссонансами, но и всегда возвышающими душу смыслами. В целом же в строках поэтессы без всякого преувеличения дышат и почва, и судьба, звучит свой собственный голос, к которому хочется прислушаться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
573
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
547
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
467
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
440

Другие новости