0
2546
Газета Поэзия Печатная версия

27.01.2021 20:30:00

От железной жизни устала опора ЛЭП

Неокапиталистический социум, где тоску сжигают водкой

Тэги: поэзия, ижора, тютчев, романтика, серебряный век, героин, питер, москва, юрий гагарин, социум, метафизика, марина цветаева, ржевская битва


поэзия, ижора, тютчев, романтика, серебряный век, героин, питер, москва, юрий гагарин, социум, метафизика, марина цветаева, ржевская битва А снег идет, понурый, как лесник… Винсент Ван Гог. Сад священника в Нейнене в снегу. 1885. Музей искусств Нортона Саймона, Пасадена

Книга «Музыка и мазут» Любови Колесник выделяется своим живым нервом, живым чувством, протестом против обезличивания. Все реалии в ее стихах зримые, порой правдиво жесткие, ретроспекция в прошлое не игра со временем, а выстраданность личной биографии. При чтении стихов вспоминаются советские поэты, особенно часто – Ярослав Смеляков, из современных – Марина Кудимова. И конечно, аллюзии из классики – от «Подъезжая под Ижоры» до «Пошли, Господь, свою отраду...». Однако «облак дымный» Тютчева обреченно превращен в «светло-серый облак плотный» – заводские выхлопы, а романтический вектор Серебряного века опасно изогнут, это техногенная змея, кусающая свой хвост. Романтическое цветение обречено:

Вот сумеречный сад,

в котором выть да пить.

Клубника зелена и начинает

гнить

– не отцвела еще, не вызреет

уже,

ботва, как пьяный черт,

валяется в меже.

Исповедальная открытость замкнута не на собственное лирическое эго – на коллективное «я» «исчезающей провинциады», где все улицы ведут в тупик, «промзоны короб жестяной», «гостиница рядом с тюрьмою», «в подворотнях пиво и героин», «слева помойка, справа голубь сидит на вожде». Проходят, точно утратившие витальную энергию, негативы доцифровой эпохи: нищий старик несет корзину, а «в корзине стынет пустота», жутковатые дети, ведомые тенями, «люди страшные и разные» – а «ФИО строителей коммунизма» «из книг истаивает, как призрак…»

Любовная тема тоже драматична, и нередко ее линия упирается в тупик:

Я думаю, откуда ты возник,

а снег идет, понурый,

как лесник,

и крест висит, распластанный

над Тверью.

Ты врешь – я верю.

3-13-11250.jpg
Любовь Колесник. Музыка
и мазут: [Стихотворения] – М.;
СПб.: Т. 8
«ИздательскиеТехнологии» /
«Пальмира», 2020. – 128 с. –
(Серия «Пальмира – поэзия»)
Образ: снег-лесник несет «за пазухой бельчонка» – тонкий отзвук печали, несостоявшейся любви. Он различим и в других стихах: «Значит, осень все-таки существует…», «Лес остывает, словно дом чужой…», «На улице Тамары Ильиной…», «Я мешаю золото с серебром...». Но книга не статична, в ней все живет: и любовная линия то печально петляет («реки текут именами моих бывших…»), то внезапно становится счастливой: «Люблю, любима. Дочь и мать. Хожу под Богом. Верю в чудо».

Современность у Любови Колесник тягостно резонирует с прошлым: «Здесь экскаватор водит крепостной,/ и барин наземь харкает из «прадо». В пути «из Питера в Москву» закономерно возникает образ Радищева, а эмоциональное, почти надрывное обращение к Юрию Гагарину рисует четкую картину неокапиталистического социума, где «ум, честь и совесть горят в голубом газу», а люди обращены в «шестерки, шестерни, гвозди» (помните тихоновское: «Гвозди бы делать из этих людей...»?). Некоторые стихи новой книги уже были опубликованы в предыдущей – «Мир. Труд. Май», о которой можно прочитать в «НГ-EL” от 29 03.18. Заводская тема актуальна и здесь. Трудовые будни обретают метафизический абрис в стихотворении «Иду фотографировать насосы...»:

Киваю молча, щелкаю

затвором

на брак железа и людскую

тьму.

Тьма ширится.

Нас подытожат скоро

по метрике, неведомой ему.

Завод – редкий гость в современных стихах. И раскрывается тема не просто современно, не только предметно, но и с неожиданным экзистенциальным лиризмом: «я слышу плавниковый шелест/ смотрю на тропку к проходной/ людской поток идет на нерест/ и не встречается со мной». Лиризм Колесник особый: она одушевляет то, что, кажется, одушевить невозможно: в стихах живыми становятся и поезда: «Полнолуние над лежбищем электричек,/ прикорнувший в отдалении товарняк», и опора ЛЭП: «В Конаковском районе, засиженном москвичами,/ на природном лоне, вдали от сует и скреп,/ где тоску сжигают водкой, томят печами,/ от железной жизни устала опора ЛЭП». Органичны в стихах и романсовость, и песенные рефрены, ностальгически контрастирующие с картиной сегодняшнего дня тем оптимистическим порывом, что когда-то звучал – но оборвался: «Выйду вон на станции Змеиной –/ не шуршит в полях велосипед./ Некому нести букет повинный,/ потому что виноватых нет». Отозвалась в стихах и есенинская струна: «Не жалею, не зову, не каюсь,/ дни идут, размеренно темны...»

Любовь Колесник – поэт трагедийного эмоционального спектра. Иногда чувствуется влияние страстной драматичности Цветаевой, но чаще – трагедийность прикрывается иронией. Правда, веселее от этого не становится: «Я все придумала, придумала! Я не рождалась никогда» – вот исход из лирики. Никто из поэтов не смог обойти тему смерти. Любовь Колесник афористично соединила детство и смерть: «Детство покидает тебя, когда/ умирает первый твой хомячок». Цикл гражданского звучания «Ржевская битва» был представлен в книге «Мир. Труд. Май». Процитирую предыдущую рецензию: «Это память, ставшая генетической отметиной, боль о невернувшихся, слышимый до сих пор «вдовий отчаянный вой»: «Никто не знает имен этих серых трав,/ имен солдат, их выкормивших собой». Неверно было бы воспринимать Любовь Колесник только как обостренно честного социально реагирующего поэта. Ее поэзия – шире. И новый сборник об этом свидетельствует, а название «Музыка и мазут» отражает сочетание постиндустриального образного ряда, свободу стихотворной техники и полнозвучие мелоса.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Трудное детство на сцене

Трудное детство на сцене

Елизавета Авдошина

Новые спектакли для семейного просмотра вспоминают позднесоветскую эпоху

0
291
Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Татьяна Астафьева

В столице активно модернизируют клиники и амбулатории

0
1768
Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Елена Крапчатова

Московские власти поддержали инициативу Российской академии наук об установке мемориальной доски на доме знаменитого ученого

0
2166
На ВДНХ будут рады хвостатым и усатым гостям

На ВДНХ будут рады хвостатым и усатым гостям

Елена Крапчатова

Выставка представила своим посетителям специальный pet-frendly гид

0
2459

Другие новости