Между светом и тенью натянут канат, крутит сальто на нем Арлекин-акробат. Иллюстрация из книги
Книга Ирис Аполло «Гиперборея» – результат длительного творческого поиска поэта и живописца. Автор известна среди ценителей современного искусства яркими экспрессивными работами на грани иконописи и поп-арта, в которых раскрывается образ волшебного спутника, ангела или гения. Картины Ирис Аполло выставляются в галереях Москвы, Санкт-Петербурга, известны на юге России. Разумеется, книга стихотворений также не осталась без авторских иллюстраций. Сборник сопровождают краткие предисловия от поэтов Дмитрия Воденникова и Натальи Захарцевой.
Любовь к путешествиям и большой интерес автора к античной и ориентальной тематике обусловили состав сборника. В произведениях Ирис новое прочтение обретают мистерии дионисийских и орфических культов. Лирический герой текстов Ирис обитает на грани грезы и яви, реальности и сверхреальности. «Между светом и тенью натянут канат. / Крутит сальто на нем Арлекин-акробат: / Черно-белые ромбы на старом трико. / Равновесье держать нелегко! / Бог баланса, игрок, он идет по струне / Между ночью и днем, изнутри и вовне…»
Одной из главных концепций сборника является декларация связи эллинской Гипербореи, духовной родины бога Аполлона, – и России. Это суждение вписывается в этно-философские штудии некоторых участников общества Арзамас, в частности Василия Андреевича Жуковского и Александра Сергеевича Пушкина. В соответствии с концепцией русской Гипербореи составлено стихотворение «Орфей», организованное как славословие Аполлону: «В стране снегов по краю ойкумены. / Эллада не снаружи, но внутри! / В Гиперборее даже снегири / Поют тебя. А я так не умею...»
Еще один ключевой образ сборника – это алхимический сад, как метафора тайной гармонии и его квинтэссенция – золотое яблоко, символ заново обретенного ветхозаветного рая, гностической Полноты. И снова мы видим развитие темы лирического героя (Орфея?) в обыденном и тонком мирах: «Алхимический сад. / Путешествие-сон. / Заколоченный дом. / Потерявшийся ключ. / И крыльцо старой дачи. / Зеленый кулон. / И растресканный временем красный сургуч. / Распечатай письмо через тысячу лет / И читай в темноте. / Подсвети, телефон! / «Дорогая моя, здесь плохой интернет, / И сейчас отплывет золотой галеон…»
|
|
Ирис Аполло. Гиперборея. Стихотворения. – Симферополь: Издатель Малышева Галина Леонидовна (ИД СеЖеГа), 2025. – 196 с. |
Доминирующая в текстах романтическая составляющая, чуждая современному поэтическому мейнстриму, создает ощущение особо уюта, погружая читателя в детское пелагическое состояние Золотого века, волшебной сказки. В этом смысле Ирис близка к миропониманию акмеистов и главного локомотива акмеизма Николая Степановича Гумилева, стихотворения которого часто осуждали за несоответствие вызову эпохи. Вторя мастеру, Ирис Аполло читает стихи драконам, водопадам и облакам.
И все же автор сборника «Гиперборея» не закрывается от мира в башне из слоновой кости. Очевидно, желание поэта не убежать от реальности, а трансформировать ее хотя бы в своем сознании, придав окружению черты торжественные и прекрасные, и таким образом очаровать мироздание, сделав его чуточку лучше. «Метель метет. Орфей спешит на поезд. / «До Конаково, дальше не пойдет!»/ Орфей заходит в лес, в снегу по пояс, / Под ствол садится и чего-то ждет. / К нему нисходит ангел в звездной пыли: / – Спой мне, Орфей! – Ну, так тому и быть. / Он водку пьет, чтоб пальцы не остыли, / И начинает с лирой говорить…»



Комментировать
комментарии(0)
Комментировать