Елена Семенова на церемонии вручения премии «Нонконформизм-2016». Фото Валерии Буровой
Автор книги – поэтесса, критик, культуртрегер Елена Семенова (1975–2024), наша коллега, близкий товарищ. Мы не раз уже про нее писали, будем писать и впредь. Но то чаще всего были воспоминания, заметки и эссеистика, а сейчас повод вполне конкретный и отчасти даже радостный. Радостный (что понятно) – потому что речь идет о ее книге, отчасти (что тоже, увы, понятно) – потому что Лена книжку, о которой идет речь, увидеть не успела. Ни увидеть, ни услышать. Дело в том, что сборник вышел в серии «Прочитано автором», книгу можно читать, а можно и слушать. Вот что написано на последней странице обложки:
«В книгу вошли записанные стихотворения Елены Семеновой, прочитанные, как оказалось, в последний раз. Одно из стихотворений осталось недочитанным – будто напоминание о прерванной беседе».
Елена Семенова родилась, жила и умерла в Москве. Окончила Литературный институт им. А.М. Горького, много лет работала в «НГ-EL», автор книг «Стихотворения» (1996), «Испытайние» (2017), «Некрологика» (в соавторстве с поэтами Михаилом Квадратовым и Андреем Чемодановым и с иллюстрациями Александры Николаенко; 2018), сборника детских стихов «Камушек, фантик, цветок» (под псевдонимом Лена Листик; 2019). Соредактор-составитель антологии «Уйти. Остаться. Жить»
«Чтобы прослушать стихотворение в авторском исполнении, – указано в аннотации, – используйте QR-код рядом с текстом. С помощью QR-кода, расположенного в конце книги, можно прослушать все стихотворения…»
У меня, разумеется, нет никакой возможности слушать книгу Елены Семеновой. Чтобы ее слушать, нужно, чтобы телефон был компьютером (как сейчас у многих), тогда можно телефон куда-то подносить, что-то там где-то делать, и тогда, вероятно, раздастся звук. Я во все подобные штуки не верю, у меня телефон работает исключительно как телефон. И как фотокамера. Но не исключаю, что другие читатели смогут сборник стихов Лены все-таки еще и слушать.
Презентация книжки прошла в клубе «Дежурная рюмочная». Была приурочена не только к выходу книги, но и ко дню рождения, к юбилею, 50-летию со дня рождения Елены Семеновой.
Юбилей в отличие от так называемой круглой даты отмечается каждые 25 лет. Но, собственно, в 25 лет как-то рановато, какой юбилей у совершенно молодого человека? До 75 лет доживают далеко не все. Так что юбилей в 50 лет у многих деятелей культуры и искусства часто получается единственным в жизни.
Лена даже до такого не дожила.
Повезло ли ей, что она работала в газете, да еще и занимающейся литературой и книгами? Для посмертной славы – наверное, можно сказать, что и повезло. Но зачем живому человеку, живому поэту посмертная слава?
Живому человеку, живому поэту нужны слава и успех прижизненные, здесь и сейчас. Добрые слова от друзей, знакомых и коллег, от любимых и дорогих людей.
А после…
А после остаются только стихи. Но стихи действительно остаются.
Меланхолично обсуждаем,
как удобней спать –
Лицом ли к лицу, отлеживая
руку под боком
(В ней после этого лопаются
газовые пузырьки),
Паровозиком, переваливаясь
с боку на бок
(Ни дать ни взять блинчики
на сковороде).
А еще можно на животе,
подложив руку под подушку.
Он говорит – черт возьми,
какая разница,
У тебя с любой стороны есть
что потрогать!..
|
|
Елена Семенова. Над небом живота: Стихотворения. – М.: Литкупаж, 2025. – 50 с. (Прочитано автором). |
Стихотворение, процитированное выше, напечатано, разумеется, в разделе «Внутри солнца», разделе, где «лирический голос», «личное пространство» и т.д.
Но в книжке много и Москвы. Елена любила путешествовать, но в том числе и потому, что все путешествия кончаются одинаково: возвращением в любимую Москву.
На районах мягкая разруха,
Свет июня, нежный холод мая,
Я люблю Москву в метелях
пуха,
Медлю, головы не подымая.
Я иду сквозь утренние парки,
Полные квохтанья, пенья,
свиста,
С поздних одуванов на руки
Десантируют парашютисты.
Свежие фонтаны в мыльной
пене,
Воздух отчего-то пахнет
кварцем,
И наверно, в этом феномене
Мне когда-то стоит
разобраться.
И далее:
Настоящее лето – московское:
И с дождем, и с бодрящей
прохладцей.
Возле стройки, под влажными
досками,
Есть куда от дождя
подеваться.
В грязной луже купаются
голуби,
Вкусно пахнем нагретым
асфальтом,
|
|
Открытие выставки «Поэты на Страстном» (2018). Фото автора |
голову,
Отдыхая пред ужинным
гвалтом.
Все расхищено, предано,
продано,
Все как будто предсказано
Анной,
Но как прежде плывем
пароходами,
Наслаждаясь московскою
праной.
В каруселях рекламы
и смайликов,
Закрутивших и воздух,
и сушу –
По Москве, что описывал
Шпаликов –
Незаметно врисованной
в душу.
Прогулка, как видим, довольно скоро перестает быть всего лишь прогулкой, всплывают имена Анны Ахматовой и Геннадия Шпаликова, звучат аллюзии, реминисценции, автор не просто гуляющий по городу поэт, а внимательный филолог. Поэтесса уверена, что ее читателям и слушателям достаточно простого «Анна», чтобы понять, о ком речь.
А вот стихотворение, где есть и городское, и интимно-личное, и культуртрегерски-поэтическое:
На Страстном поэтов фото
в ряд –
Рядом их заветы и нетленки,
У меня ж похмелье, самокат,
У меня разбитые коленки.
Прекрасно помню выставку на Страстном бульваре. Не помню только, что там делала Лена: просто приехала полюбоваться друзьями и знакомыми, а может, была по службе, писала репортаж.
Впрочем, вся наша жизнь такая: даже гуляя по Москве, ты все равно работаешь. Или стихи-зарисовки сочиняешь, или пишешь лирический репортаж. А разбитые коленки души заживут. Пусть не у автора, пусть хотя бы у читателя.


Комментировать
комментарии(0)
Комментировать