Стояла роща молодая…
Борис Кустодиев. Дунькина роща. В имении Поленовых. 1906–1909. Госудаpственный
Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник
В этой книге помещены роман и избранные стихи. Но у Павла Козлова, в прошлом солиста балета Музыкального театра им. Станиславского, постоянного автора «НГ-EL», пишущего под псевдонимом Козлофф, проза – это всегда еще и поэзия. Там очень часто есть и рифма, и ритм. Автор предисловия к книжке Мария Мельникова считает, что жанр для Козлова – понятие условное. «Литературный мир Козлоффа целиком располагается в пространстве изящной и нежной иронической игры. Даже псевдоним у него – игровой», – пишет она. Так оно и есть. У Козлова не так называемая проза поэта, а в буквальном смысле проза, которая скорее поэзия. Плюс, разумеется, собственно, стихи. О которых скажем особо. Козлов пишет тонко, манерно, вычурно, нежно:
Побудка была непреложна
и зла,
Но мы не проснуться
не смели,
Чтоб встать и вершить
нашей жизни дела
В июльского дня карусели.
Исполнить, что было главою
угла
К закату смогли еле-еле.
А после легла беспросветная
мгла,
Лишь месяца гнулись
качели.
|
|
Павел Козлофф. Три грации и леопард: Роман. Избранные стихотворения.– СПб.: Алетейя, 2025. – 294 с. |
От бытия изнемогая
Еще вчера в начале мая,
Уже немного не нагая
Стояла роща молодая.
Без тени мысли – сколько ей
Купаться в юности своей.
А вглядываться и всматриваться в окружающую природу и действительность он умеет и любит. Он внимателен. И не только к деталям. Он внимателен вообще. Считается, что люди с плохим зрением вынуждены быть более внимательны, чем все остальные. Видимо, отчасти это верно. Но у поэта всегда совершенно другой подход к миру. И к городу. В смысле к людям, времени и истории (в общем смысле):
И аутсайдеры, и гении,
Мы все как есть в плену
у времени,
По большей части
самозванцами
В несуществующей
субстанции
Кристально чисто
иль греша.
Ужели жизнь не хороша?
Жизнь, конечно же, хороша. Но только поэт видит это даже тогда, когда все вокруг совсем не прекрасно, а скорее страшно.
Расскажи мне, куда
уходила зима
Ненавистно короткими
днями?
Расскажи, что осталось
в тебе от меня,
И теперь возвращается
снами?
Вероятно, кого-то учили,
как жить,
Но сомнительно,
что научили.
В необъятности сказок
Психеи – души
Мир не познан и любвеобилен.
Наверное, потому и не познан. Потому хочется и любви, и познания. Что, в сущности, разумеется, одно и то же.


