0
1244
Газета Полемика Интернет-версия

04.09.2002 00:00:00

Придуманная проблема

Константин Воронов

Об авторе: Константин Воронов - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Тэги: литва, клайпеда, ссср, калининград


То ли необычайная летняя жара в столичном регионе, то ли полный политический штиль "мертвого сезона" посодействовали появлению статьи Николая Платонова "Беспризорная Клайпеда", в которой автор безнадежно пытается уверить публику в наличии некоего "клайпедского вопроса". Необходим он ему для решения утилитарной задачи - обеспечения бесперебойного транзита в Калининградскую область. Однако даже для такой благородной и патриотической цели необходимо выбирать средства и методы.

Главное авторское утверждение: "После распада СССР вопрос о принадлежности Клайпедской области де-юре вновь оказался открытым". Но в действительности все совершенно наоборот. После прекращения существования Союза ССР как субъекта международного права (декабрь 1991 г.) и конституирования Российской Федерации (до апреля 1992 г. - РСФСР) в качестве суверенного государства с самостоятельным международно-правовым статусом, для Литвы, как и других стран Балтии, открылась возможность правовым способом оформить свою государственность. Между новыми субъектами международного права - РФ и Литвой было произведено взаимное признание государственного суверенитета и установление дипломатических отношений. Политически это квалифицировали как пресловутый "мирный развод и раздел советского наследства" на основе принципа uti possidetis (владей тем, чем владеешь). Окончательный и однозначный отказ Москвы и Вильнюса от каких-либо территориальных претензий друг к другу был зафиксирован в Договоре об основах межгосударственных отношений России с Литвой (1991 г.). Вместе с этим договором было подписано и специальное Соглашение о сотрудничестве в экономическом и социально-культурном развитии Калининградской области.

Теперь, по прошествии 12 лет новой независимости Литвы, ее отношения с Россией уже регулируются сотней двусторонних договоров, соглашений и других актов. Более того, все эти договоры уже стали частью права новой России. Даже особый Договор о делимитации государственной границы между РФ и Литовской Республикой, подписанный 24 октября 1997 г. и не ратифицированный пока еще Госдумой РФ (от чего отталкивается в своих виртуальных построениях автор), уже представляет собой солидный юридический документ и убедительную фиксацию отношений двух стран. Отказ от его ратификации также не дает оснований для изменения сложившегося статус-кво.

Свою аргументацию Платонов строит исключительно на допущениях и на отсутствии прямых или особых ссылок в Договоре "2+4" от 12 сентября 1990 г. (ФРГ, ГДР и СССР, США, Великобритания и Франция) о конкретной передаче тому или иному государству "бывших немецких территорий к востоку от линии Одер-Нейсе". А "вопрос о принадлежности Клайпедской области", ничтоже сумняшеся считает автор, "де-юре вновь оказался открытым" из-за отказа Литвы "от всех прав и обязанностей, вытекающих из ее нахождения в СССР". Но дело в том, что с самого начала обретения своей государственности новые власти Балтии, особенно в Латвии и Эстонии, стали следовать концепции "восстановленной независимости". Они приняли акты о преемственности и юридической идентичности своих республик 1920-1940 гг. современным Эстонии, Латвии и Литве. Реализация концепции "восстановленной независимости" не повлияла на их правосубъектность, государственный суверенитет и международные обязательства. На практике эта доктрина стала скорее средством укрепления национальной идентичности, удобным инструментом упрочения государственности и национального единства, устранения влияния этнических меньшинств, особенно русскоговорящих. Хотя к Литве это относится в меньшей мере, так как там избрали "нулевой вариант" (в отличие от Эстонии и Латвии) и предоставили гражданство всем жителям, проживающим на ее территории.

Поскольку "международное право подтверждает передачу Восточной Пруссии (включая Мемель) СССР, а не Литве", автор, видимо, искренне допускает, что "по логике Литва обязана вернуть СССР или государству-правопреемнику┘ Клайпеду с прилегающим районом". Следует напомнить, что в международном праве схемы "по логике" здравого смысла не работают. Международное право - это регулирование международных отношений на основе совокупности принципов и норм как договорного, так и обычного характера, да и территория - это особая категория, с которой нельзя обходиться как с фишками в азартной игре "Монополия". Территория находится под исключительным суверенитетом данного государства. Право распоряжаться территорией имеет только населяющий ее народ. Разве в Литве есть какие-либо политические партии или общественные движения, выступающие за передачу/возврат Клайпеды России? Право международных договоров и вся нормативная система международного права (jus cogens) не позволяют оформить позицию Платонова так, чтобы, как он мечтает, "прибегнуть к помощи Международного суда в Гааге".

Не менее абсурдной видится другая группа политических тезисов автора - например, о том, что "необходимо увязать клайпедскую и калининградскую проблемы". Лучше, наверное, последовательно отыскивать развязки, чем нагромождать проблемы. Второе положение - "решение калининградской проблемы следует искать в Литве" - абсолютно неверно фактически. Если бы автор внимательно просматривал газету, в которой печатается, то в "НГ" от 28.06.02 нашел бы заявление премьер-министра Литвы Альгирдаса Бразаускаса, который отметил: "Вильнюс может быть удовлетворен и ныне существующим безвизовым режимом для жителей Калининградской области... Но поскольку Литва закрыла раздел переговоров с Евросоюзом, касающийся визового режима, то┘ будущий режим транзитных поездок через Литву больше зависит не от Вильнюса, а от соглашения России с Евросоюзом".

Кое-кто считает, что подобные статьи можно использовать как средство давления на Вильнюс или Брюссель с целью получения уступок в переговорном процессе с ЕС по калининградской проблематике. Но только вряд ли такой подход вместе с представленной Платоновым системой аргументов впечатлит наших серьезных европейских партнеров.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
641
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
768
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
233
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
890

Другие новости