0
1161
Газета Политика Печатная версия

01.09.2000 00:00:00

Министр Филиппов переходит на евростандарт

Тэги: филиппов, образование


филиппов, образование Владимир Филиппов, судя по всему, уже выбрал путь, по которому поведет российское образование в ХХI век.
Фото Валерия Киселева (НГ-фото)

НАКАНУНЕ начала нового учебного года министр образования РФ Владимир Филиппов в очередной раз с экрана телевизора подтвердил реальность намерений отмены в скором будущем вступительных экзаменов в высшие учебные заведения. Какая замена предлагается? Вместо экзаменов Владимир Михайлович планирует ввести так называемый единый общенациональный экзамен. То есть выпускники школ по всей стране сдают стандартизованный экзамен и по результатам этого "национального дерби" по своему выбору могут без экзаменов поступать в вузы страны.

В беседе с корреспондентом "НГ" министр образования подчеркивал, что этот шаг должен прежде всего положить конец практике взяточничества при приеме в институты и университеты. "Многое на сегодня определяют социально-экономические условия, - заявил Владимир Филиппов. - Немало способствует коррупции и существующая оплата профессорско-преподавательского труда. Надо заметить, что сами ректоры заинтересованы в том, чтобы изменить мнение общества о вступительных экзаменах в вузы... Но с помощью милиции или прокуратуры этой проблемы не решить. Нужен другой путь. Надо отменять вступительные экзамены и заменять их единым испытанием по всей территории страны, и тогда проблема постепенно будет решена. В этом направлении мы должны идти, и это намечено в стратегии образования. Ближайший год мы будем заниматься теорией этого вопроса, а затем проведем эксперимент в ряде регионов страны. И уже тогда решим, в какой форме это испытание проводить". Однако благой порыв министра образования РФ, буде он реализован (а дело, судя по последнему заявлению Владимира Филиппова, к этому идет), грозит окончательно разрушить не только систему высшего образования в стране, но и самую лучшую, по мнению многих экспертов, систему начального и среднего образования.

Не случайно уже вчера ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий выступил с резкой критикой заявления министра Филиппова. Неподготовленные и непродуманные реформы ради реформ, тем более в такой жизненно важной сфере, как образование, могут только навредить. Понять Виктора Антоновича можно. Ведь совершенно очевидно, что в лучшем случае проект Минобразования можно назвать лишь абсолютно нереальной фантазией. Складывается впечатление, что в министерстве слабо представляют себе реалии российской действительности.

Как практически намечается реализовать стандарты на единое испытание по всей стране, когда даже сегодня абсолютно очевиден грандиозный разрыв в уровне подготовки школьников не то что в пределах одного города, но даже в пределах одного района крупного города? Про сельские школы я уже и не говорю. Как вузы смогут отбирать будущих студентов (а это не только их право, но и непременное условие действительно качественной подготовки специалистов)? Совершенно очевидно, что для предотвращения лавины заявок абитуриентов в самые престижные вузы потребуется так или иначе вводить какие-то ограничения. Кто это будет делать, на основании каких исходных данных, если все претенденты сдали одинаковый общенациональный тест? Где гарантии, что коррупция при поступлении в вузы просто не опустится на один уровень ниже - в среднюю школу: нетрудно представить, на что способны родители, лишь бы их ребенок получил высокий балл на этом самом общенациональном экзамене? Кстати, со школьными учителями - ни в коей мере не хочу их обидеть, но это просто естественно-научный факт - в этом смысле будет проще договориться. В том числе и в психологическом плане.

В общем, вопросов больше чем достаточно. Именно поэтому, например, доктор философских наук, сотрудник Института философии РАН, автор исследований по истории педагогики и образования Вадим Розин на мой вопрос, как он оценивает намечаемые новации в системе образования, отметил: "Я оцениваю эти новации достаточно скептически. Мне действительно кажется, что это больше форма и, главное, это не решает проблемы. Не так проста и проблема единого экзамена. Это еще очень и очень непростой вопрос: как оценивать знания. Это сложнейшая проблема. Если вам нужно проверить - овладел человек тупо каким-то приемом или нет - и тестирование, и единый экзамен вполне подходят для этих целей. Но ведь вопрос не в том, сколько человек знает, а в том, может ли он решать творчески задачу, может ли он ориентироваться, может ли он сам организовать обучение. Если вы не меняете способа преподавания, содержания образовательного процесса, целей - никакое увеличение сроков преподавания ничего не даст". (Полностью интервью с Вадимом Розиным читайте в сегодняшнем выпуске приложения "Круг жизни").

Увы, складывается полное впечатление, что руководство Минобразования не ведает, что творит. Серия последних шагов министерства - переход на 12-летнее школьное образование, усиленно продавливаемое решение о введении повсеместного тестирования вместо традиционных экзаменов и теперь вот общенациональный экзамен с непредсказуемыми последствиями - складывается во вполне траурную картину для отечественного образования. А ведь уже прозвучали предложения начинать обучение наших детей с пятилетнего возраста.

Неужели Владимир Филиппов настолько наивен, что не видит очевидных даже простому смертному фактов? Вряд ли.

Неубедительно выглядят объяснения Владимира Филиппова, что двенадцатилетка призвана "сократить объем материала в обязательной средней школе примерно на 20% и перенести содержание этих 20% в старшую, профильную школу (11-12-й классы). Туда же передать ряд сложных разделов физики, химии, биологии, некоторых гуманитарных дисциплин. Реализация принципа здорового образа жизни требует ввести в аудиторное содержание школы как можно больше уроков физкультуры. Следует решить вопрос о практической ориентации знаний. Остро встает проблема подготовки человека еще в школе к жизни в обществе, семье". Почему для достижения этих целей необходимо ломать, может быть, один из последних качественно работающих, несмотря на все огрехи и прорехи, социальных институтов!

По нашим данным, самым активным сторонником общенационального экзамена является, например, заместитель министра Виктор Болотов. Более того, программа реформирования общенациональной системы образования, которая де-факто осуществляется уже в России, получила добро в грефовском Центре стратегических разработок. Возникает вопрос: насколько министр образования РФ свободен в принимаемых им (или от его имени) решениях?

Как бы там ни было, нынешняя попытка "уравнять" всех выпускников школ в правах перед лицом поступления в вуз, в итоге выльется в еще более жестокую систему коррупции, а следовательно, и социальной сегрегации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кабул лишился «серого кардинала» афганской политики

Кабул лишился «серого кардинала» афганской политики

Андрей Серенко

Смерть Юсуфа Газанфара выгодна маршалу Абдул Рашиду Дустуму

0
618
Плебисцит по Конституции травмировал несогласных

Плебисцит по Конституции травмировал несогласных

Дарья Гармоненко

О консолидированном голосовании против "Единой России" оппозиция пока размышляет

0
1058
"Конституционные" законы в Госдуме пока не появились

"Конституционные" законы в Госдуме пока не появились

Иван Родин

Власть прямо в июле покажет, на что пойдет народный кредит доверия

0
878
Глава ГУВМ МВД Валентина Казакова: Об актуальных вопросах миграционной политики

Глава ГУВМ МВД Валентина Казакова: Об актуальных вопросах миграционной политики

Екатерина Трифонова

Для приезжих в Россию готовят облегченные процедуры оформления правового статуса и трудовых отношений с работодателями

1
1350

Другие новости

Загрузка...