0
1129
Газета Политика Интернет-версия

01.10.2007 00:00:00

Страна ушла на химию

Андрей Ваганов

Об авторе: Андрей Геннадьевич Ваганов - ответственный редактор приложения "НГ-наука".

Тэги: химия


На минувшей неделе в Москве наблюдалась повышенная концентрация нобелевских лауреатов. С понедельника по пятницу в новом здании президиума Российской академии наук проходил 18-й Менделеевский съезд по общей и прикладной химии, посвященный 100-летию Менделеевских съездов. (Кстати, в Москве подобное мероприятие состоялось последний раз в 1959 году.) Это действительно один из крупнейших в мире научных форумов в области химии. Причем в отличие от многих специализированных подобного рода мероприятий Менделеевские съезды, проходящие раз в 4–5 лет, делают ставку именно на широту охвата проблем. Взгляд на химию с высоты птичьего полета, так сказать.

По данным академика, президента XVIII Менделеевского съезда Олега Нефедова, на участие в съезде было подано рекордное количество заявок – 3,5 тыс. из 25 стран мира. «От ученых нашей страны – 2,8 тысячи более чем из 20 городов, – не без гордости подчеркивал академик Нефедов накануне открытия съезда. – У нас будет 17 пленарных лекций, более 400 устных сообщений».

Вот на это-то мероприятие и приехали, чтобы выступить с пленарными докладами, нобелевские лауреаты по химии Жан Мари Лен (Франция), Ричард Шрок (США). Компанию им составил российский нобелиат – правда, в области физики – Жорес Алферов. Однако недаром говорят, что даже случайному стечению обстоятельств присуще эстетическое чувство: именно на минувшей неделе в Москве гостил еще один легендарный физик, американец Мюррей Гелл-Ман.

Формально он не имел никакого отношения к Менделеевскому съезду: приехал в Москву, чтобы лично принять степень почетного доктора МГУ им. М.В.Ломоносова. Но человек, который «придумал» кварки и свою Нобелевскую премию по физике получил за успехи в классификации элементарных частиц, надо думать, не выглядел бы белой вороной и на форуме химиков. Гелл-Ман прочел в Центральной физической аудитории физфака МГУ лекцию «Рождение творческих идей».

И все же в России отношение именно к химии особое. Можно сказать, это наша национальная наука. Недаром даже само слово и его производные – «химия», «химик», «химичить», «на химию» – стали у нас нарицательными. Менделеев – это наше всё в фундаментальной науке, это наша непобиваемая козырная карта в ответ на любые злобные инсинуации – мол, вклад российской науки в фундаментальную естественно-научную картину мира чрезвычайно мал. «А Менделеев!» И действительно: законы, по которым строится вещество Вселенной, можно открыть только раз. И сделал это русский ученый.

Не случайно, по данным Института научной информации (США), в 1998–2002 годах в общем корпусе научных публикаций в России химия занимала второе место – 26,7% (на первом – физика: 34,3%). Любопытно, что в мире ситуация абсолютно «перпендикулярная»: химия и физика имели лишь по 15% публикаций. Поэтому и в мировом научно-информационном потоке в области химии Россия занимает очень высокое шестое место с 6,48%...

Вот и на нынешнем, XVIII Менделеевском съезде решил тряхнуть стариной даже мэр Москвы Юрий Лужков – выступил с пленарным докладом. («В свое время Юрий Михайлович был, наверное, самым талантливым начальником Управления по науке и технике Минхимпрома СССР, – пояснил академик Олег Нефедов. – Он сам химик, окончил Институт имени Губкина, руководил Всесоюзным ОКБ «Химавтоматика», кандидат химических наук».)

И тем не менее сегодня даже для химии настали сложные времена в России. Еще в 1998 году тогдашний председатель Российского фонда фундаментальных исследований академик Михаил Алфимов (химик) заявил на пресс-конференции в президиуме РАН: «Теоретическая химия утеряна; те, кто делал вещества и материалы, – выжили».

Но, возможно, это вовсе не «происки Запада», а внутренняя логика развития самой химии как области естествознания. «Общее число статей по химии продолжает расти┘ но все существующие в природе химические элементы открыты, а число открытий, отнесенное к числу статей, уменьшается, – отмечают эксперты в одном из последних номеров «Российского химического журнала» (№ 3, 2007). – Это означает, что создание общей теории химии в основном завершено, максимум в развитии пройден и очень мала вероятность открытия новых законов, которые могли бы существенно изменить наши представления».

Одно «но»┘

Сегодня даже в «прикладных» химических отраслях уровень износа основных фондов закритический: в нефтепереработке и газопереработке – 75 и 80% соответственно. В 2005 году для химической промышленности было подготовлено только 600 специалистов (данные С.Кара-Мурзы). И это при том, что химическая и нефтехимическая промышленность занимает пятое место в структуре промышленного производства России – около 6% от общего объема. При таком раскладе нынешний пятитысячный тираж научно-популярного журнала «Химия и жизнь» (действительно одного из лучших в стране) скоро просто некому будет читать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1753
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4301
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2360
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2676

Другие новости