0
910
Газета Политика Интернет-версия

07.04.2008 00:00:00

Суд для Косово

Бахтияр Тузмухамедов

Об авторе: Бахтияр Тузмухамедов - профессор Дипломатической академии.

Тэги: косово, право


Когда одни государства шли напролом к самопровозглашению независимости Косово, Россия строила свою позицию с опорой на международное право. Это продуманный и дальновидный подход. Во-первых, международное право – сильный инструмент в руках ослабленного государства, который окажется тем более убедительным, чем крепче будет становиться Россия. Во-вторых, наши партнеры-оппоненты – это государства, чья внутренняя жизнь насквозь пронизана правовыми нормами, и, что бы ни говорили их представители об отживающем свое международном праве эпохи паритета и баланса сил, веский юридический аргумент не может не произвести на них впечатление.

Кстати, не случайно Американское общество международного права – влиятельнейшая профессиональная организация, на собраниях которого не считают зазорным выступить высшие государственные чиновники и ученые с мировым именем, – на следующей неделе спешно созывает специальное заседание по Косово с участием главного юриста Государственного департамента и руководителей международных миссий в Приштине. Видимо, с правовым обеспечением процесса далеко не все ясно и гладко.

Независимость нежизнеспособного новообразования на европейском континенте провозглашена. Можно, конечно, тешить себя надеждами на то, что все еще можно изменить. В конце концов провозгласила же себя государством отколовшаяся от Нигерии провинция Биафра, а еще ранее подняла флаг самостоятельности Республика Малуку Селатан, когда независимая Индонезия только-только вставала на ноги, но обеих огнем и мечом приструнили центральные правительства. Вряд ли у Сербии есть возможность и должная мотивация поступать подобным образом.

Что делать дальше: продолжать эмоционально спорить о противоправности содеянного или подобрать правовые средства для того, чтобы, с одной стороны, не был создан нежелательный прецедент, а с другой – чтобы выработать устойчивое и применимое в современных условиях понимание ключевых принципов международного права?

Думаю, что все действия, будь то в ООН и ее органах или вне всемирной организации, непременно должны основываться на строгом соблюдении резолюции Совета Безопасности 1244 от 10 июня 1999 года, которая основана на признании «существенной автономии и реального самоуправления для Косово», но никак не независимости. Если СБ внятно заявит, что резолюция утратила силу, это создаст новую правовую ситуацию.

Не следует забывать о том, что СБ ООН охарактеризовал отдельные действия Освободительной армии Косово (УЧК) как «террористические акты» (резолюция 1160 от 31 марта 1998 года), а также неоднократно напоминал, в том числе и в резолюции 1244, о юрисдикции и мандате Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ). В нашем экспертном сообществе да и в официальных кругах отношение к этому судебному органу колеблется от резко критичного до брезгливого. Однако он уполномочен СБ ООН рассматривать все случаи нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей СФРЮ физическими лицами – от рядового исполнителя до высшего руководителя. В приштинское руководство перекочевали многие лидеры УЧК, сменив камуфляж на дорогие костюмы. МТБЮ предстоит работать как минимум до 2010 года, так что время еще есть.

Можно подумать и о том, как использовать возможности Генеральной Ассамблеи ООН – самого представительного официального форума. Скажем, стоит ли наиболее заинтересованному государству – Сербии – при поддержке влиятельных союзников в качестве важного и срочного вынести вопрос о Косово на 63-ю сессию? Или же не стоит ждать начала очередной сессии в сентябре этого года (а к тому времени Косово может заполучить не один десяток формальных деклараций о признании) и попробовать запустить механизм созыва чрезвычайной специальной сессии? Это крайне непросто, такие сессии – вынужденная замена СБ, когда тот парализован, и требуют поддержки большинства членов ООН.

Еще один правовой путь – возбуждение дела о споре между Сербией и государствами, поддерживавшими сепаратистов, в Международном суде ООН. Суд рассматривает дела о спорах только между государствами, однако у него есть еще полномочие выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, а эта процедура инициируется как общее правило Генеральной Ассамблеей или СБ. Действуя по этим двум направлениям, можно было бы добиться как правовой оценки конкретной ситуации, так и авторитетного толкования современного состояния и содержания принципов равноправия и права наций на самоопределение, территориальной целостности, нерушимости границ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Михаил Сергеев

Предприятия объяснили, почему отказываются от инвестиционных проектов

0
1522
Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Екатерина Трифонова

Статус спецсубъекта не спасает от недоброжелательного отношения процессуальных оппонентов

0
1112
Между выборами и интернетом поставят "противопожарную стену"

Между выборами и интернетом поставят "противопожарную стену"

Иван Родин

Памфилова анонсировала запретительное регулирование цифровой и гибридной агитации

0
1276
ЛДПР не догнала КПРФ в телеэфире

ЛДПР не догнала КПРФ в телеэфире

Дарья Гармоненко

Социологические рейтинги партий пока не совпадают с данными медиамониторинга

0
895

Другие новости