0
2857
Газета Политика Интернет-версия

13.08.2008 00:00:00

Принуждение к миру – легитимная мера

Владислав Иноземцев

Об авторе: Владислав Иноземцев - доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества, издатель и редактор журнала "Свободная мысль".

Тэги: грузия, война, россия, запад


Отношения с Грузией на протяжении без малого двух десятилетий давались России с огромным трудом. Москва почему-то особенно болезненно воспринимала и воспринимает независимый статус этой постсоветской республики и не упускала, похоже, ни единой возможности навредить грузинскому руководству. В 1992–1993 годах с молчаливого согласия России на помощь Абхазии пришли вооруженные отряды Конфедерации горских народов Кавказа, которые, потренировавшись на грузинах, вскоре обратили оружие против россиян в Чечне.

В 2003-м Россия не смогла установить отношений с Михаилом Саакашвили, сместившим нелюбимого Москвой Эдуарда Шеварднадзе, – итогом стали «экономическая блокада» Грузии и позорные гонения на грузин, живших в российских городах. Всякое обострение отношений с Тбилиси приводило к снижению международного авторитета Москвы и повышало политический статус ненавистного Кремлю «американского ставленника» Саакашвили. И эскалация насилия в Южной Осетии в начале августа также не давала поводов для оптимизма.

На этот раз оппоненты поменялись местами. Непростительные промахи совершила грузинская сторона, тогда как российская повела себя в высшей степени адекватным образом. Особо впечатляет то, что Москва, похоже, идеально выучила все уроки, которые только преподали ей (и не только ей) великие державы за последние десять лет.

Во-первых, в Кремле и на Смоленской площади осознали, что после событий в Югославии, Восточном Тиморе и многих других точках земного шара мир стал толерантно относиться к вооруженной защите меньшинств, которых жестоко притесняет (или на жизнь и права которых покушается) большинство. Бомбардировки Сербии в 1999 году, сколь бы жестокими они ни были, несомненно лучше бездействия миротворцев в Сребренице в 1995-м или в Руанде в 1993-м. Начав атаку на Цхинвали, Грузия даже не осознавала, насколько она ошибается, не ожидая от России военного ответа, который был осуществлен в точности по канонам, выработанным западными державами.

Во-вторых, в Москве впервые удачно использовали не только риторику, но и практику гуманитарной интервенции. Россия, наконец, поняла, что эту вызывавшую столько критики и издевок «западную доктрину» можно использовать к своей пользе. Риторика президента Дмитрия Медведева об осуществляемом принуждении грузинской стороны к соблюдению мира – это не обещания врагу «замочить его в сортире», каковые ранее залихватски раздавало российское руководство. Мы увидели качественно проведенную российской стороной гуманитарную интервенцию, по сути подкрепленную ссылками на мандат миротворческих сил, выданный в свое время ООН. Можно предположить, что доктрину гуманитарной интервенции ждет теперь большое будущее – в современном мире у нее, похоже, стало одним влиятельным противником меньше.

В-третьих, Россия сыграла в рамках столь любимой американцами доктрины предваряющих действий (preemptive action). Даже возмутившие западный мир удары по грузинским военным объектам вдали от непосредственной зоны конфликта не могут быть подвергнуты критике, так как в большинстве своем они осуществлялись по тем объектам, которые могли использоваться для атаки на российские войска. Такая логика вчистую воспроизводит схему действий, которые в 1981 году Израиль применил в отношении иракского ядерного реактора, США в 2003 году опробовали в Ираке и очень хотели бы применить в настоящее время к иранским ядерным объектам.

Возражения США (и тем более столь неуклюжие, как в момент перепалки Залила Халилзада с Виталием Чуркиным на заседании Совета Безопасности ООН в минувшее воскресенье) выглядят крайне беспомощными. В результате конфликта в Южной Осетии Америка потерпела серьезную политическую неудачу – не менее заметную, чем сам г-н Саакашвили. Россия впервые сыграла по-западному: не нарушила определенные ее миротворцам Организацией Объединенных Наций рамки, как в 1999 году, когда сняла с позиций в Боснии свой батальон и перебросила его в Косово, а четко исполнила свою миссию. Твердо заявила о ее гуманитарном характере. Указала на право подавлять огневые точки противника, если тот противится «понуждению к миру». Соединенным Штатам же остается повнимательнее задуматься о справедливости столь любимого ими тезиса о том, что демократические страны никогда не выступают агрессорами.

Россия, как неожиданно оказалось, выучила многие уроки, которые она на первый взгляд уверенно игнорировала. Это внушает надежду. И нет оснований считать, что теперь президент Дмитрий Медведев подпадет под влияние силовиков, как поспешили предположить некоторые эксперты. Применение силы там, где ее нужно применять (и, в частности, для противодействия истреблению мирных жителей), свидетельствует только об адекватности шагов нового президента. Будем надеяться, что и в других сферах – и даже в более сложных ситуациях – он будет действовать столь же адекватно и четко.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
757
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
935
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
1073
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
1023

Другие новости