0
1195
Газета Политика Интернет-версия

04.10.2010 00:00:00

Милиции в России работать трудно

Тэги: мвд, упк


мвд, упк Ведомство Рашида Нургалиева надеется расширить число поводов для ареста.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Пока президент и партия «Единая Россия» ломают головы над тем, как либерализовать уголовное законодательство страны, правоприменительные ведомства то и дело вынашивают инициативы ровно противоположного характера. Например, генеральной линией модернизации УК и УПК объявлено сокращение случаев взятия гражданина под стражу. А вот в МВД считают, что надо, наоборот, их добавить. Милиция настаивает на отмене запрета на заочное применение данной меры пресечения. Как полагается, ссылаясь при этом на огромные размеры нашей страны и неразвитость всех ее коммуникаций, а вовсе не на собственную нерасторопность.

Как известно, президент Дмитрий Медведев уже не раз объявлял о том, что его курс на либерализацию уголовного законодательства страны будет последовательно продолжаться. В последний раз говоря об этом, глава государства, кстати, высказал четкое распоряжение: облегчать жизнь надо не только отдельным сословиям вроде предпринимателей, а вообще всем гражданам страны. Партия «Единая Россия», которая прежде практически безуспешно вела сражения с многочисленными правоприменителями Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, таким образом получила весомую опору для своих законодательных инициатив. Да и сам президент время от времени выходит к Госдуме с тем или иным предложением о корректировке законов. Совсем недавно он, в частности, повелел сделать более оперативным освобождение из-под стражи по состоянию здоровья.

Исполняющие же УК и УПК ведомства – прежде всего Следственный комитет и МВД – в последние время замечены в своего рода сопротивлении наметившейся генеральной линии. Напомним, что в прошлом месяце глава СК Александр Бастрыкин выступил с идеями не о сокращении, а, наоборот, расширении списка правонарушений, за которые подозреваемые в них бизнесмены должны в обязательном порядке упекаться в СИЗО. МВД от своих старших товарищей по правоохране не отстает. На сайте этого ведомства на днях появился некий проект поправок в УПК. Милицейские юристы настаивают на том, что необходимо отменить содержащийся сейчас в этом кодексе безусловный запрет на заочное вынесение судом решения о взятии гражданина под стражу. Исключение из этого правила УПК в настоящее время допускает лишь одно – объявление лица в международный розыск. МВД предлагает дописать – и в федеральный тоже. Объяснения же, для чего все-таки надо ограничить конституционные права гражданина, знать, в чем он обвиняется, и давать суду свои пояснения, занимают несколько страниц.

В первых же строках пояснительной записки указывается на несовершенство действующего УПК. Но если в других структурах его прежде всего оценивают с точки зрения гипертрофированного объема полномочий силовых ведомств, то в МВД уверены, что запрет на заочное взятие под стражу – это «один из наиболее острых вопросов, отрицательно сказывающихся на предварительном расследовании уголовных дел и обеспечении неотвратимости наказания». То есть низкая квалификация сотрудников, коррупция и прочие безобразия, происходящие в милиции, особо острыми проблемами, видимо, не считаются. «Суды по месту обнаружения скрывшихся лиц отказываются рассматривать вопрос об их заключении под стражу по представляемым копиям документов из уголовного дела, а доставить своевременно (в течение 40 часов с момента задержания) материалы дела в суд по месту задержания либо самого задержанного – в суд по месту расследования во многих случаях не представляется возможным. В результате этого задержанные освобождаются, вновь скрываются от правоохранительных органов и имеют возможность продолжать преступную деятельность. Это также влечет за собой чувство безнаказанности за совершенные преступления» – вот такую картину рисует МВД. И подкрепляет свои аргументы соответствующей статистикой. С 2006 по 2009 год в федеральном розыске находилось около 182 тыс. человек, из которых более 43 тыс. так и не были разысканы.

В пояснительной записке приводятся и конкретные истории, как тот или иной обвиняемый, обнаруженный в результате федерального розыска, избежал правосудия именно по формальным основаниям. Скажем, суд отказался рассматривать переданные по факсу материалы, а пока приехал фельдъегерь с хорошими копиями, гражданин уже исчез. Или из одного региона в другой авиарейсы нерегулярны, но поймавшие подозреваемого милиционеры коллег ждать не стали, отпустив его. В другом случае следователь прилетел в срок, но наступил выходной день – и взять под стражу не удалось. Впрочем, в МВД, похоже, сами не очень хорошо поняли, что приведенные конкретные примеры свидетельствуют не столько о дырах в законодательстве, сколько о плохой, неслаженной, несовременной работе самого этого ведомства. То есть слова «Страна наша большая, а порядка в ней нет» – относятся не к стране, а к ее главному правоохранительному органу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Ольга Соловьева

Преимущества КНР сделают многие российские отрасли неконкурентоспособными

0
596
Кассационные суды нашли себе место в системе

Кассационные суды нашли себе место в системе

Екатерина Трифонова

Проверочная инстанция прислушивается к обвинителям охотнее, чем к защитникам

0
518
Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Михаил Сергеев

Всемирный экономический форум оценивает ориентиры очередного пятилетнего плана КНР

0
775
В России упростят конвоирование опасных преступников

В России упростят конвоирование опасных преступников

Иван Родин

Наручники также наденут на осужденных и обвиняемых по некоторым "политическим" статьям

0
619

Другие новости