0
6217
Газета Политика Интернет-версия

12.12.2011 00:00:00

Интеллектуалы в гостях у Суркова

Тэги: власть, общество, выборы


власть, общество, выборы Участники встречи с Владиславом Сурковым предпочли не особо ее афишировать.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Журналист Максим Шевченко накануне назвал в своем блоге имена политологов, общественных деятелей и представителей СМИ, которые на прошлой неделе общались с первым заместителем главы администрации президента Владиславом Сурковым. Корреспонденты «НГ» опросили участников встречи, задавая им одни и те же вопросы: услышала ли их власть и какие изменения произойдут в стране в ближайшее время?

Главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян не склонна называть этот митинг вехой в истории России: «Это было бы слишком громко сказано. Но очевидно, что большое количество людей из числа тех, кто принимает решения, не ожидали такой массы народу, того, что недовольство в части общества так остро, что способно собрать несколько десятков тысяч человек в центре Москвы».

«Одно дело, когда раз в месяц на акцию выходят несколько десятков несогласных, для которых это дело превратилось в профессию, и совсем другое, когда граждане, не особо интересующиеся политикой, вдруг оказываются чем-то недовольны настолько, что считают для себя важным потратить предновогоднюю субботу, чтобы выйти на площадь, - говорит Симоньян. - Акция не останется незамеченной. Очень многим людям, которые раньше этого не понимали, митинг показал, что стране нужны перемены и в России многое требует обновления. Очевидно, что многое должно измениться, причем быстро».

Политолог, публицист Леонид Радзиховский также уверен, что народный протест властями услышан: «Впервые за много лет столько людей пришли на митинг, причем они отличаются от традиционных посетителей акций протеста. Это нормальные люди, тот самый средний класс. Это событие, которое во второй раз после освистывания Владимира Путина в «Олимпийском» показывает, что кредит доверия ему лично страшно низок, а в некоторых кругах упал до нуля. Будут ли далеко идущие последствия для страны? В этом я сомневаюсь. Власть итоги выборов не отменит, не будет и перевыборов. Выборы президента пройдут по уже намеченному сценарию – Путин окажется в компании, в которой не будет испытывать серьезной конкуренции. Могут бросить голову Владимира Чурова народу – отправить его в отставку. Пока власть растеряна – это видно по молчанию Путина и Медведева». Радзиховский говорит, что встреча с Сурковым не экстраординарна: «Это была регулярная встреча, какие у него бывают постоянно, он это делает по служебным обязанностям. Но нынешнее перевозбужденное состояние умов, которые везде ищут заговоры и тайные планы, придает этому особое значение. На таких встречах никогда не говорилось ничего такого, что потом не звучало в других местах, в СМИ».

По мнению президента Совета по стратегическим приоритетам Алексея Пушкова, многое сейчас зависит от самой власти: «У Путина, как мне представляется, сохранился еще достаточно высокий уровень авторитета, который можно задействовать. Он даст результаты, если будут предприняты конкретные действия, которые общество ждет от власти. То есть я не считаю, что эти манифестации в Москве вызваны исключительно несогласием с результатами подсчета голосов в ходе выборов».

«Нарушился диалог между властью и обществом, - говорит политолог. - Когда Путин пришел к власти, он делал то, чего от него ждали, – это преодоление хаоса ельцинского времени, стабилизация ситуации на Кавказе, обуздание распоясавшихся олигархов, повышение уровня жизни. Это была та самая стабильность, по которой все очень истосковались в 90-е годы. Сейчас ждут уже другого. Не столько улучшения материального положения, хотя это остается важным ожиданием населения, сколько того, чтобы власть начала серьезно слышать людей, чем они недовольны. А они недовольны высокой степенью бюрократизации жизни, высоким уровнем коррупции, который очевиден не только на уровне руководящих кадров, но и спускается по вертикали вниз до самых невысокопоставленных исполнителей. Они не понимают, почему у нас есть несменяемые министры, хотя результат их деятельности людям не нравится».

Пушков отказался предсказывать реакцию власти: «Разрыв между властью и обществом, если он будет нарастать, чреват опасностью в развитии событий по оранжевому сценарию. Мы видели это во многих странах и не будем обольщаться, что этому сценарию никто не поможет. Я полагаю, что Россия, особенно в последнее время, вызывает достаточно большое раздражение у США, чтобы Америка не попыталась подтолкнуть те процессы, которые у нас в стране обострились. Понимает ли эти настроения власть? Мне кажется, что она знает об этом, но между знанием и осознанием есть разница».

Сергей Доренко, главный редактор Русской службы новостей, убежден, что протестные демонстрации такого масштаба – это поколенческо-эстетическая проблема: «Она не политическая, потому что люди, которые пришли на Болотную площадь, они раздражены не политикой, а культурно-эстетическим поведением своих отцов. На мой взгляд, произошел разрыв между поколениями. Молодые, туда пришедшие, абсолютно четко ощутили то, что они – запертое поколение. Когда Путин сказал о том, что он возвращается, люди посчитали сроки его президентства: 6+6+12, а если учесть, что после Путина придет второй член его команды, с высокой вероятностью – Дмитрий Медведев еще на 12 лет, то получается, тем, кому сейчас 30, будет в это время далеко за 50».

«30-летние чувствуют, что их умерщвляют, что их хотят лишить перспектив развития те, кто им, молодым, эстетически чужд, потому что они – такие пиджачники, не умеют коммуницировать, живут в Фейсбуке, - говорит Доренко. - Поэтому люди, мне представляется, приходили на Болотную площадь в субботу. Политически фундаментально-подкованных людей там было мало. Основная масса, там присутствующая, испытывает чувство поколенческой ненависти к миру отцов.

Политтехнолог Марат Гельман считает, что «власть показала - можно обеспечить безопасность и никого не забирать во время акций протеста. Это значит, что такой элемент политической дискуссии, как проведение митингов, должен снова войти в нашу жизнь. Люди, про которых чиновники говорили, что они все равно голосовать не пойдут, оказались новым политическим классом, и их надо учитывать. Это городской средний класс предъявил себя, и на его недовольство будет политическая реакция. Благодаря митингу будут тщательно проверять заявления наблюдателей о нарушениях на выборах. Их невозможно игнорировать, и люди, которые будут проводить голосование, постараются находиться в рамках закона. Мы окончательно узнаем, о влиянии этого митинга в день президентских выборов».

Сергей Минаев, телеведущий НТВ, так же как и некоторые из присутствующих на встрече с Сурковым, уверен: другого пути, кроме как пойти на диалог с обществом, у власти нет. «Могу только предполагать, что будет объявлено о неких нарушениях, то есть на некотором количестве участков результаты будут пересмотрены. Полагаю, что власть сейчас будет наказывать отдельных людей, которые занимались фальсификациями».

Но если есть нарушения, считает Минаев, то результатами их расследования должны стать судебные дела. «На Болотной площади были и откровенные провокаторы – та же Чирикова, Немцов, но были и люди, которые пришли выразить свою гражданскую позицию. Там было представлено разных сред – националисты, те, кто не голосовал ни за ЕР, ни за ЛДПР, те, кто не является тем более сторонниками Немцова, Чириковой или Навального. С ними со всеми власть должна говорить. Диалог – это расследование, это наказание виновных. Я убежден: по этой ситуации должен выступать президент. Не может быть такого, что на улицу вышли многие тысячи людей, а президент молчит. Все ждут его реакции. Я не понимаю молчания».

Журналист Максим Шевченко испытывает смешанные чувства по поводу субботнего митинга: «К нему была привлечена значительная часть людей, раздраженных властью. Но митингом руководила «Солидарность», Борис Немцов, а я не готов, чтобы в моей стране гражданским обществом рулили эти люди. При этом СМИ вели открытую пропаганду этого митинга и никто этого не запрещал. Более того, такое впечатление, что митинг организован и при поддержки самой власти - там были люди, которые многократно обогревались президентом Медведевым - Леонид Парфенов, Олег Кашин. Есть ощущение, будто акция организована либеральными силами, имеющими отношение к кремлевской власти и это была демонстрация Путину, что против него сложилась определенная коалиция, способная привлечь и часть уличной стихии».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
513
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
513
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
832
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
429

Другие новости