0
1420
Газета Политика Интернет-версия

07.08.2012 00:00:00

Дело Pussy Riot как образец правосудия

Тэги: pussy riot, суд, скандал, рпц


pussy riot, суд, скандал, рпц Екатерина Самуцевич из Pussy Riot жалуется на голод и недосып.
Фото Andrey Smirnov/AFP

Сегодня продолжится суд на девушками из панк-группы Pussy Riot. Вчера обстановку в суде отслеживала группа судебных приставов – чтобы избежать очередного скандала с давлением на журналистов. А защита уличила Игоря Понкина, автора скандальной экспертизы, доказывающей вину девушек, в близком знакомстве с адвокатом потерпевших. Между тем экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский обратился к властям с открытым письмом, где рассказал о бесчеловечных условиях содержания девушек.

Вчерашнее заседание в Хамовническом суде началось с визита комиссии из Федеральной службы судебных приставов (ФСПП), намеренной контролировать законность действий своих подчиненных. Ранее журналисты обратились к главе ведомства с жалобой на постоянные унижения со стороны судебных приставов.

Прессу выталкивали из зала суда, не пускали на этаж, где проходят заседания, повышали голос и даже угрожали натравить служебного ротвейлера.

Главным героем вчерашнего заседания стал один из авторов скандальной экспертизы по делу Pussy Rioy, эксперт Игорь Понкин. Защита панк-группы потребовала вызвать его на допрос, заявив суду, что Понкин близко знаком с адвокатом одного из потерпевших – Михаилом Кузнецовым. Адвокат Надежды Толоконниковой Марк Фейгин представил и доказательство знакомства – их совместную книгу под названием «О праве на критическую оценку гомосексуализма». «При таких обстоятельствах мы считаем, что его участие в психолого-лингвистической экспертизе по делу девушек незаконно», – подчеркнул адвокат. Однако на судью Марину Сырову доводы защиты впечатления не произвели, и вызывать Понкина в суд она категорически отказалась.

После этого Сырова в седьмой раз отклонила собственный отвод, заявленный защитой панк-группы. По ее мнению, у адвокатов подсудимых нет доказательств пристрастности суда. Настаивающая на отводе адвокат Екатерины Самуцевич Виолетта Волкова утверждает, что Сырова имеет прямую или косвенную заинтересованность в обвинительном исходе дела. Она напомнила, что на прошлой неделе «застала судью в закрытой комнате с адвокатом потерпевшей стороны». Волкова также обратила внимание на то, что судья отказалась изъять записи с видеокамер в суде, которые могли бы подтвердить ее незаконное общение с адвокатом потерпевших.

Свою лепту в дело Pussy Riot внесли вчера и юристы Общества защиты прав потребителей. По их данным, храм Христа Спасителя, где девушки провели скандальную выходку, находится в собственности города и является общественным местом.

Экс-глава пресс-службы ФССП Игорь Костышев в беседе с «НГ» сожалеет о поведении приставов на процессе: «Я тоже 20 с лишним лет работал с журналистами – себе такого не позволял». Адвокат Вадим Прохоров в беседе с «НГ» отметил, что обвинительная экспертиза по делу Pussy Riot уже давно вызывает серьезные сомнения: «Для меня совершенно очевиден тот факт, что мнение эксперта Игоря Понкина после всего случившегося не может быть принято как независимое. Эксперт должен быть вне подозрений – даже больше, чем суд».

Тем временем в отчете Общественной наблюдательной комиссии (ОНК), которая посетила Pussy Riot, говорится о бесчеловечных условиях содержания девушек под стражей. Как утверждает в беседе с «НГ» зампред ОНК Анна Каретникова, в первые дни процесса девушки были лишены возможности отдохнуть, принять душ и готовиться к заседаниям.

«До 2 августа нас вообще поднимали в 5.20 утра. Дают одеться и собрать вещи, а в 6.20 спускают на сборку, где час-два ждем машину. Поспать получалось часа четыре с учетом того, что надо же успеть какие-то записи сделать. Тщетно просили, чтобы выводили не на сборку, а сразу к машине. Испытываешь ужасную усталость, давление понижается, – цитирует Каретникова слова участницы панк-группы Марии Алехиной. – В некоторые дни суд длился по 12 часов. Прерывался два раза на пять минут на выход в туалет и один раз на полчаса на обед. Можно залить рис или гречку кипятком, но нет времени, чтобы это съесть».

Другая участница панк-группы Екатерина Самуцевич заявила ОНК, что в последние дни вообще перестала понимать, что происходит в суде: из-за скудного питания и постоянного недосыпа чувствует себя очень плохо, не может сосредоточиться. «А Надежде Толоконниковой каждый день приходится пить по три таблетки от головной боли, а они вредны для желудка, – говорит Каретникова. – Готовиться к процессу приходится ночью, при свете ночника. Глаза портятся, но общий свет в камере выключают в 22.00».

Правозащитница отметила, что подобное жестокое отношение к арестованным – норма для московских СИЗО: «Мы регулярно жалуемся, но система не меняется».

Вчера позицию девушек в открытом письме полностью поддержал экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, назвавший процесс в Хамовническом суде, где ему также вынесли второй приговор, средневековой инквизицией. В письме он на собственном опыте показал, как подсудимых обычно доставляют на судебные заседания: «Подъем еще до общего завтрака, транспорт по московским пробкам – минимум два часа. Два унизительных обыска в СИЗО с раздеванием догола – до отбытия и после приезда, еще два проводит конвой. Итого минимум четыре обыска в день. В пайке – сухая лапша. Пока она успевает раствориться в кипятке до кондиции – 20-минутный перерыв закончен. Но если кто-то страдает почками, такое питание – почти убийство».

Ходорковский подчеркивает, что, когда все расходятся по домам после заседания, подсудимых пристегивают наручниками и через московские пробки везут обратно в СИЗО. «Приезжают они уже после общего ужина, а душ можно принять только в субботу, – резюмирует экс-глава ЮКОСа. – «Рабочий день» – 20 часов. Если завтра судебное заседание – через три часа поднимут, процедура повторится».

Между тем вчера пять суток ареста получил сторонник панк-группы Аркадий Олейничев. В субботу он был задержан у Хамовнического суда.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди преступников станет больше неграждан

Среди преступников станет больше неграждан

Иван Родин

Более 80 уголовных статей признают основанием для изъятия паспорта РФ

0
502
Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

0
309
Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Ольга Соловьева

Жесткая политика Центробанка не охладила спроса предприятий на кредиты

0
596
Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Екатерина Трифонова

На гарантированную законом ресоциализацию экс-заключенных не хватает денег

0
579

Другие новости