0
2934
Газета Политика Интернет-версия

29.05.2017 00:01:00

Давление на слово и творчество растет

Тэги: доклад, права, свобода слова, нарушения, цензура, сми, русский пен центр


доклад, права, свобода слова, нарушения, цензура, сми, русский пен центр Фото сайта https://www.facebook.com/penrussia

Доклад «Россия, 2016, 2017. Нарушения и государственные ограничения свободы слова, свободы печати, свободы художественного творчества» сейчас активно распространяется в соцсетях. Его авторы настаивают, что в стране действуют такие репрессивные законы, которые позволяют наказывать за выраженное разными художественными способами мнение вплоть до лишения физической свободы.

Доклад подготовлен ассоциацией «Свобода слова», которую составили вышедшие из Русского ПЕН-центра литераторы, журналисты и блогеры. Выводы доклада основаны и на данных, полученных от творческих организаций, правозащитных и гражданских объединений – в том числе «Мемориала», Московской Хельсинкской группы и Центра защиты прав СМИ.

В докладе говорится, что цензура продолжает охватывать все больше сфер. Если раньше давлению подвергались в основном СМИ, то теперь от пристрастного внимания государства все чаще страдают писатели, и художники, и кинематографисты. Авторы утверждают, что любое проявление инакомыслия, появление любого произведения искусства, не соответствующего официальным канонам, «а также участники церемоний и выставок на неугодные власти темы становятся мишенью хулиганских выходок прокремлевских группировок». Театр тоже оказался одним из важнейших полигонов противостояния между государством и культурой: «Режиссеры театра и кино чаще всего сталкиваются с лишением государственного финансирования и цензурой под прикрытием «оскорбления чувств верующих».

После появления в 2009 году официального «Федерального списка экстремистских материалов» под натиском прокуратуры оказались и библиотеки. «Сейчас количество актов прокурорского реагирования в адрес библиотек исчисляется сотнями, активность органов прокуратуры в отношении библиотек ежегодно увеличивается», – говорится в документе. Библиотекари вынуждены заказывать экспертизу «обвиняемых» книг, причем в основном за свой счет, чтобы доказать, что «ни вреда для психического здоровья, ни пропаганды педофилии или гомосексуализма эти произведения не несут». При этом в докладе подчеркивается, что даже если это и удается доказать, то директора библиотек и школ все равно остаются «на заметке» у прокуратуры и подвергаются наиболее строгим и часто не обоснованным проверкам.

В докладе ассоциации вынесен и приговор тем законам, которые приняты с явной целью ограничить свободу слова. В частности, «пакет Яровой» охарактеризован так: «Он создает препятствия свободному обмену информацией в целом между гражданами, провоцирует самоцензуру в СМИ и Интернете, снижает уровень критической дискуссии, что негативно сказывается и на свободе массовой информации в целом». В результате, подчеркивается в документе, в региональной прессе уже «публикуются одни пресс-релизы».

Один из разделов доклада посвящен таким последствиям введенных ограничений, как репрессии. В 2016 году зафиксировано 47 случаев уголовного преследования, причем в 19 из них фигурантами являлись блогеры. Если даже дело заканчивается не обвинительным приговором, то в период расследования свобода журналиста ограничена подпиской о невыезде. За прошлый год, согласно представленной статистике, было совершено около 54 нападений на публицистов, примерно 22 незаконных увольнения сотрудников СМИ, 44 угрозы в их адрес и 63 случая задержания полицией. Появилась и новая технология – выход изданий-двойников, с прошлого года эксперты насчитали появление семи.

Самым же распространенным нарушением является отказ в законном праве журналиста на предоставление информации: в 2016 году количество только зарегистрированных случаев увеличилось до 613 с 405 – в 2015-м. При этом крайне редко удается добиться реального применения статьи 144 Уголовного кодекса «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов». К тому же, как указано в докладе, дела по ней возбуждаются в отношении водителей, дорожных рабочих, сотрудников общепита – то есть кого угодно, а вот чиновники, как правило, остаются безнаказанными.

«Безнаказанность должностных лиц, осуществляющих давление на журналистов и СМИ, остается одной из главных проблем. Расследование преступлений против представителей прессы находится на очень низком уровне», – подчеркнули авторы исследования.

Еще один пункт доклада посвящен преследованиям за попытки «фальсификации истории в ущерб интересам России». Поскольку юридического определения этому понятию нет, правоохранители трактуют его достаточно широко. Из библиотек нескольких гуманитарных гимназий, где углубленно изучается история, органы прокуратуры и управления образованием потребовали изъять книги Виктора Суворова и Льва Гумилева – хотя и спорные, с точки зрения историков, но не содержащие никаких противоправных утверждений и призывов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Екатерина Трифонова

Осужденные получат свободу с большим числом условий, возвращать за решетку можно будет действительно досрочно

0
754
Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Михаил Сергеев

В академической среде предложили план роста до 2030 года

0
1009
КПРФ объявляет себя единственной партией президента

КПРФ объявляет себя единственной партией президента

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Предвыборную риторику левые ужесточают для борьбы не за власть, а за статус главной оппозиции

0
936
Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Рустам Каитов

Приговор Изобильненского районного суда заставил обратить внимание на сохранившееся влияние печально известных братьев Сутягинских

0
806