0
3185
Газета Политика Печатная версия

27.12.2021 20:23:00

Проводником интересов силовиков в Госдуме стал президент

Правом законодательной инициативы Путин теперь пользуется редко и точечно

Тэги: госдума, путин, президнтские инициативы, силовики, воинская служба, продление, чиновники


госдума, путин, президнтские инициативы, силовики, воинская служба, продление, чиновники У представителя президента в Госдуме Гарри Минха в последнее время мало работы. Фото с сайта Государственной думы РФ

Законодательная база Госдумы содержит сведения о 22 проектах, представленных президентом. Но актуальных предложений от Владимира Путина парламенту еще меньше, буквально несколько штук. Теперь он пользуется правом законодательной инициативы по точечным техническим поводам. Все они связаны с удовлетворением запросов правоохранительных или контрольных органов. С одной стороны, это показывает, что глава государства, похоже, считает силовиков отдельной вертикалью власти. С другой стороны, обнуление стратегического законотворчества от имени президента можно считать испытанием системы «коллективный Путин», которая, возможно, начнет действовать еще до 2024 года.

Прежде глава государства выступал с основополагающими инициативами, например с поправками к Конституции или законами по их реализации. Однако со второй половины прошлого года и поныне президент резко сузил фокус своего законотворческого внимания. И если отбросить из каталога думской базы законопроекты, что залежались в запасниках Охотного ряда с 90-х, нулевых или 2010-х годов, а также исключить из списка формальные ратификации международных договоров, получается всего пять инициатив.

Один из законопроектов был в спешном порядке принят Госдумой в ходе первой сессии после переизбрания. Это установление механизма индивидуальных решений президента по продлению военной службы высокопоставленным чиновникам, превысившим предельный возраст в 70 лет. Если должностное лицо имеет звание маршала или равный этому ранг, глава государства может оставить его на посту на бесконечный срок. Для чинов поменьше порог отсечения поднят с 65 до 70 лет, но всем, кто ниже генерал-полковника или адмирала, оставлен прежний предельный возраст.

Депутаты из-за ухода на выборы не успели принять этот закон еще летом, в результате он в отношении некоторых персон нынешней власти был применен фактически задним числом.

Но если этот закон для возрастной российской власти еще имел более или менее существенное значение, то другие проекты от Путина, которые сейчас рассматриваются парламентом, выглядят какими-то не просто техническими, а вообще не соответствующими его статусу инициативами. Скажем, по Счетной палате, главу которой, согласно Конституции, должна будет назначать уже не Госдума, а Совет Федерации. Такие формальные корректировки депутаты ранее проводили в рамках сводных законопроектов, которые готовили от своего имени. Правда, есть подозрения, что кроме формальностей и очевидного расширения полномочий данного контрольного органа президентское внимание к нему может быть связано с предстоящей заменой главного аудитора страны. Вот Путин и взял на себя труд проследить за тем, как этот план будет продвигаться.

Напомним, что имя президента под тем или иным законопроектом означает не только акцентирование на важности решаемой им проблемы, но и более скоростную реализацию всех правовых процедур, а также иммунитет от возможного уклонения законодателей от генеральной линии изменений. Короче говоря, исправления изначального текста обычно сводятся к минимуму. Судя по всему, именно так будет и с предложениями Путина по Счетной палате. Аналогичный подход уже был применен при утверждении еще одной его инициативы, которая сейчас передана Госдумой в Совет Федерации. Речь идет о противодействии коррупционным проявлениям среди уполномоченных по правам потребителей финансовых услуг. Это институт, контролируемый Банком России, в котором теперь устанавливается общий для всех госорганов порядок выявления коррупции. Для чего президенту понадобилось делать это от своего имени, не очень понятно, возможно, только для того, чтобы разрешить силовикам проводить в отношении финансовых омбудсменов оперативно-разыскные мероприятия.

286-3-3480.jpg
Президент приходит в Госдуму только
по самым важным поводам. 
Фото с сайта www.duma.gov.ru
То есть определенное управление ФСБ, занимающееся проверками кандидатов в чиновники, видимо, просто попросило с помощью Путина расширить свои полномочия. Похоже, что еще одна просьба, но теперь уже со стороны Минобороны, привела к тому, что президент стал инициатором корректировки закона о гособоронзаказе. В нем идет речь о том, кто и когда может в своих интересах пользоваться размещенными на счетах деньгами государства, а кто не может. Однако самой невообразимой законодательной инициативой Путина за последнее время, конечно, является его предложение о важной поправке в закон о Следственном комитете. Глава данного ведомства наконец-то получит право организовать у себя «воспитательную, психологическую и культурно-просветительскую работу, а также работу по развитию физической культуры и спорта».

Внимание Путина к нуждам и интересам силовиков, с одной стороны, объективно понятно. Эта отдельная властная вертикаль замкнута исключительно на него, а стало быть, именно президент вынужден решать даже самые малые проблемы данной корпорации. Но, с другой стороны, это никак не объясняет отказа главы государства от инициирования стратегических для страны законодательных новаций. При этом, напомним, к примеру, что проводимое сейчас укоренение единой публичной власти президент своим именем не освятил, законопроекты внес дуэт сенатора Андрея Клишаса и депутата Госдумы Павла Крашенинникова. Кстати, и явно актуальную инициативу об ужесточении наказания за пытки внесли тоже они, хотя это вполне мог сделать и сам гарант Конституции. Поэтому не исключено, что демонстративное отстранение президента от горячих тем – это некая проверка работоспособности будущей системы госуправления, о которой уже говорят ряд экспертов. Ожидается, что еще до транзита 2024 года страна может перейти под начало своего рода «коллективного Путина», когда действующий глава государства сможет максимально устраняться от текучки и формальных мероприятий.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ», что «президентские инициативы в первую очередь направляются на обеспечение стабильности в стране, поэтому естественно, что глава государства, имея такую возможность, заботится именно о силовых структурах». Эксперт пояснил, что у Кремля есть система приоритетов, в глазах самого президента первое место как раз и занимают силовые и контролирующие органы. Это обусловлено как внешнеполитической ситуацией, так и внутренней, а также сверхзадачей власти – упорядочить и скрепить систему госуправления. Также Калачев отметил, что отсутствие у Путина стратегических инициатив обусловлено всего лишь тем, что сами по себе такие новации носят субъективный характер. Определяющую роль в текущей политике имеют конкретные задачи сегодняшнего дня: и одна из первых – это демонстрировать заботу о силовиках. «А самим силовикам проще идти к президенту, чем в Госдуму или правительство, они действительно уже отдельная вертикаль власти фактически. И подчиняются они напрямую президенту, так что какой смысл идти к другим законодателям», – подчеркнул он. Калачев согласился также, что в действиях президента прослеживается и такая важная цель, как отладка системы управления страной к 2024 году. Необходимо сделать так, чтобы после выборов нового президента, кем бы он ни оказался, система работала на автомате: «Таков наш особый государственный путь развития, в котором определяющую роль играют силовые структуры и дисциплина, порядок. Это напоминает времена Николая I». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Верховному суду адвокаты не нужны

Верховному суду адвокаты не нужны

Екатерина Трифонова

Госкорпорация "Росфемида" оправдывает коллег-чиновников на порядок чаще рядовых граждан

0
644
Католики делают ставку на Москву, а экуменисты – на Киев

Католики делают ставку на Москву, а экуменисты – на Киев

Милена Фаустова

Из-за своей настойчивости понтифик может потерять Украину, а глава ПЦУ – православный мир

0
784
«Своих руководителей ругайте, а к патриарху не подходите на пушечный выстрел»

«Своих руководителей ругайте, а к патриарху не подходите на пушечный выстрел»

Анастасия Коскелло

Станет ли Екатеринбург городом новой христианской политики

0
811
КПРФ вступает в баннерную войну

КПРФ вступает в баннерную войну

Дарья Гармоненко

Предвыборной агитации коммунистов мешают в десятке регионов

0
1242

Другие новости