0
4400
Газета Политика Печатная версия

19.01.2022 20:37:00

Реформа местного самоуправления расшатает опору вертикали

Единая система публичной власти создает политическую турбулентность

Тэги: публичная власть, еспв, закон, местное самоуправление, реформа, турбулентность, власть


публичная власть, еспв, закон, местное самоуправление, реформа, турбулентность, власть Госсовет Якутии провел дискуссию по федеральному законопроекту и поддержал его без замечаний. Фото с сайта www.iltumen.ru

Госдума приступает к рассмотрению второго ключевого закона о единой системе публичной власти (ЕСПВ). На 26 января запланировано первое чтение инициативы о перестройке местного самоуправления (МСУ). Федеральный Центр уже подсчитал, что данная реформа сделает лишними сотни тысяч муниципальных чиновников и депутатов. Возрастание политической турбулентности вероятно и потому, что предстоит перекройка электоральных вотчин, созданных региональными элитами. ЕСПВ должна была унифицировать рулевые приводы, но фундамент вертикали, наоборот, расшатывается.

19 января закончился срок подачи предложений и замечаний к очередной конституционной инициативе сенатора Андрея Клишаса и депутата Госдумы Павла Крашенинникова.

Первое чтение законопроекта об общих принципах организации МСУ в ЕСПВ готовится уже на 26 января, но активность его обсуждения в регионах пока на уровне не выше среднего.

По состоянию на вторую половину среды в базе Госдумы значилось шесть отзывов от субъектов РФ, самый свежий поступил из волгоградской облдумы. Как и остальные, он положительный, замечаний региональные власти практически не присылают. Однако, как представляется, федеральному Центру все-таки не стоит думать, что регионы как бы купились на сделанные им авансы и обещания. И прежде всего того плана, что в результате реформ МСУ, дескать, окажется в их полном подчинении. Скорее всего фраза «Концептуально поддерживаем законопроект» означает, что внизу или не надеются достучаться до высоких кремлевских кабинетов, или не смеют. Но на самом деле на местах, вероятнее всего, понимают, что предстоящие несколько лет окажутся, мягко говоря, беспокойными. О возможных рисках и провалах в стиле «хотели как лучше, получилось как всегда» уже косвенно предупредил комитет Госдумы по региональной политике и МСУ.

Напомним, что в целом законопроект Клишаса–Крашенинникова фактически ликвидирует МСУ как уровень власти. Если же говорить о частностях, то предполагается не только явочный пересмотр Конституции, но и административно-территориальное упрощение страны. Например, в поселениях не просто отменяется власть, они сами перестают быть единицами российского пространства. Более того, регионы вовсе не будут состоять из муниципальных и городских округов как таковых, хотя именно на этом уровне предлагается оставить что-то вроде исполнительных и представительных органов. Однако округа тоже не планируется считать административными структурами, это будут лишь звенья управленческих приводов. А если вспомнить уже вступивший в силу закон о ЕСПВ, то и сами региональные власти сильно потеряют в самостоятельности. Так что вряд ли искоренение МСУ они сочтут достойной компенсацией, тем более что и вся низовая ответственность теперь взваливается на них.

Многие эксперты уже высказали недоумение насчет того, а что же федеральный Центр и его региональные вассалы собираются делать с людьми, которые еще долго будут жить там, где их застанет ликвидационная реформа? Правда, сейчас, похоже, более актуальным становится вопрос: а что же власть станет делать с теми своими местными представителями – чиновниками и депутатами МСУ, которые окажутся лишними на наступающем для технократов празднике? Вот, скажем, на днях замминистра юстиции Андрей Логинов представил Совету Федерации такие предположения: до трети из нынешних почти 300 тыс. муниципалов могут потерять работу в течение пяти лет переходного периода, то же самое грозит без малого половине депутатского корпуса и служащим муниципальных учреждений и предприятий. Он заметил, что есть огромные риски их невостребованности на местах. Заметим, кстати, что многие из них как минимум не захотят, а многие просто и не смогут переквалифицироваться.

Но все же более важным заявлением Логинова следует считать такие слова: мол, это не какие-то обычные люди, они сейчас являются «проводниками политической линии и политических предпочтений среди населения сельских местностей». То есть, короче говоря, это низовой актив «Единой России», который считал, как надо, результаты выборов, заводил на свою территорию разного рода крупных экономических игроков, обеспечивал политическую стабильность, а теперь его выгоняют из-за стола. Получается, что федеральный Центр сам же и расшатывает фундамент той властной вертикали, которую он укрепляет. И ЕСПВ вместо того чтобы цементировать страну, повышает в ней турбулентность.

Замминистра юстиции при этом оптимистично высказывался, что управленцы уровня районов, то есть будущих муниципальных и городских округов, дескать, реформой МСУ будут затронуты меньше. Это вряд ли, ведь, как сказано выше, регионы теперь не будут делиться на более мелкие части. А это значит, что предстоит перекройка электоральных вотчин местных элит, то бишь тех одномандатных округов в гордумы и заксобрания, которые сейчас уже начинают передавать подрастающим поколениям. Неудержимый джерримендеринг, то есть произвольная перенарезка округов, приведет к тому, что недовольных станет еще больше. Причем эти недовольные будут как раз среди тех, кто обязан будет проводить реформы, в бенефициарах которых они могут и не оказаться.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев согласился с «НГ», что количество недовольных и нелояльных вырастет. Это с одной стороны, а с другой – «очевидно, что нагрузка на оставшихся депутатов и чиновников вырастет». Это приведет к тому, что низовая власть станет дальше от людей, «фактически местное самоуправление превратится в местное управление». Но даже не это главное, опасность в том, что «реформа создает в целом ситуацию турбулентности внутри страны и на нижнем уровне власти». При этом эксперт отметил, что для власти возникает еще две проблемы. Первая: под зачистку в первую очередь попадут самые профессиональные и компетентные, которые реально заняты делом, потому что «вряд ли будут трогать «блатных» – чьих-то родственников и спонсоров». Вторая: уволенные служащие и разогнанные депутаты могут пополнить ряды пассивной и даже активной оппозиции, ведь нет больших критиков власти, чем экс-чиновники. «По закрытым опросам, чиновники и так довольно критично относятся к режиму, и, конечно, рост количества недовольных и нелояльных за счет низового уровня размывает и подрывает вертикаль власти», – подчеркнул Калачев.

Он подчеркнул, что для существующего режима на самом деле важна не только лояльность силовиков, но и лояльность и управляемость госаппарата. И нынешняя ситуации реформ порождает среди низовых служащих тревоги и страхи, негативные эмоции. «Конечно, скорее всего власть все прекрасно понимает, но в ее лазах плюсы перевешивают минусы. Среди плюсов – и создание единой унифицированной системы управления этажей власти, и сокращение расходов. Губернаторы, наверное, могут и понимать, что это подорвет стабильность на местах, но система работает сверху вниз по принципу «я начальник, ты дурак», а в администрации президента в основном поставлена задача ликвидировать уже существующие проблемы, никто не оценит их превентивное сокращение. Система реагирует рефлекторно: есть проблема – и ее решают. Пока гром не грянет, чиновник не почешется. А опасений, что муниципальные кадры выйдут на площади, у власти нет, тригерры есть, а лидеров нет, и даже если недовольство выльется в протестное голосование, выборы же полностью управляемы. Общественных протестов против муниципальной реформы тоже пока нет», – пояснил Калачев. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как создание "новой пионерии" отражает запросы общества и государства

Как создание "новой пионерии" отражает запросы общества и государства

Сергей Рязанский

Российское движение школьников готово стать основой объединения детских организаций России

0
1531
О досудебном закрытии СМИ

О досудебном закрытии СМИ

Новые полномочия Генпрокуратуры – пересмотр общественного договора

0
2363
Закон о СМИ стал жертвой борьбы властей с иностранными медиа

Закон о СМИ стал жертвой борьбы властей с иностранными медиа

Иван Родин

В Госдуме предложили журналистам судиться с Генпрокуратурой уже после отмены госрегистрации изданий

0
2268
Россия и Запад могут открыть экономический ящик Пандоры

Россия и Запад могут открыть экономический ящик Пандоры

Михаил Сергеев

На внешнее управление Европа ответит произвольной экспроприацией

0
3320

Другие новости