0
9795
Газета Политика Печатная версия

28.12.2022 20:11:00

Механизмы прямой демократии обнуляются

Портал "Российская общественная инициатива" захватили фрики

Тэги: прямая демократия, власть, общество, коммуникации, интернет портал, рои, петиции, фрики


прямая демократия, власть, общество, коммуникации, интернет портал, рои, петиции, фрики Фото freepik.com

В марте будущего года исполняется 10 лет указу Владимира Путина о петициях граждан, подаваемых через интернет-портал «Российская общественная инициатива» (РОИ). Сейчас этот ресурс практически обнулился, и его захватили фрики. Плачевное состояние РОИ показывает цену нынешним планам чиновников налаживать устойчивые коммуникации с народом для эффективной обратной связи. Уже на практике проверено, что механизмы прямой демократии дозволяются в РФ до тех пор, пока они представляют собой пиар и демонстрацию витрины народовластия.

Портал РОИ формально функционирует: инициативы поступают, счетчики голосов крутятся. Последнее обновление было 24 декабря, разом выставлено шесть петиций федерального уровня, под которыми и необходимо за год собрать 100 тыс. верифицированных подписей граждан.

Самая активно поддерживаемая – награждать званиями народного артиста любимцев публики и посмертно. Правда, собрано пока меньше тысячи автографов. На втором месте – почти 400 подписей – предложение запретить государству использовать автомобили производства недружественных стран. Третье место (почти 300 голосов) занимает требование к властям предпринять усилия для преодоления мусорного кризиса. Меры по обеспечению жизни и здоровья мобилизованных на спецоперацию особой поддержки не встретили – 250 подписей.

Минимальное же внимание уделено инициативам о законодательном определении порнографии или описании в особом законе характерных признаков разных религиозных сооружений. Последняя, судя по всему, принадлежит какому-то очевидному фрику: на РОИ есть почти десяток петиций из-под его руки, построенных на императивах «отнять и разделить», «ввести и обеспечить». Данная категория пользователей интернета, по сути, и захватила этот портал – официальный государственный механизм прямой демократии.

Напомним, что Путин в ходе президентской кампании 2012 года в одной из газетных статей сам предложил установить: если собрано 100 тыс. подписей, госорганы обязаны предложение людей рассмотреть. В начале марта 2013-го вышел соответствующий указ президента, в котором процедура уже не выглядела столь однозначной. Появилась некая экспертная группа, которая сначала рассматривает поддержанную петицию, право же голосовать «за» или «против» общественных инициатив предоставлялось лишь верифицированным пользователям портала после регистрации. Несистемная оппозиция стала пользоваться РОИ для нанесения информационных ударов по власти – и вот тогда все фильтры заработали. Петиции или отклонялись на первом уровне, или вместо них быстро принималось похожее, но все-таки не то решение.

Когда же в мае 2020 года один ныне сидящий в тюрьме экстремист смог собрать 100 тыс. подписей за сутки с небольшим под идеей о раздаче денег людям на самоизоляции, то власти, судя по всему, поняли, что они рискуют в эту прямую демократию чересчур заиграться. Петиция поддержана не была, и с тех пор РОИ практически обнулилась. Это становится понятно, если посмотреть статистику портала. К примеру, сейчас инициатив на рассмотрении – ноль, всего же за 10 лет были приняты решения по 40 инициативам федерального, регионального и муниципального уровней. Примерно половина из них значится как реализованные, но реально таковой была лишь одна – от ОНФ по поводу зеленого пояса вокруг Москвы. Остальные послужили сигналом для того или иного этажа власти и поводом, чтобы попиариться на коммуникациях с народом.

В целом РОИ можно считать витриной, в которой прямую демократию удобно выставлять, чтобы продемонстрировать ее наличие. Однако часто доставать этот инструмент и тем более его активно применять власти, как представляется, никогда и не собирались. И поэтому в принципе уже сейчас понятна цена нынешним заявлениям с самого верха о необходимости плотных контактов тех же губернаторов с народом. Или, например, указаниям непрерывно заниматься проблемами мобилизованных и их семей и обязательно прислушиваться к настроениям людей по поводу самой спецоперации.

Тем не менее, по мнению члена центрального совета «Справедливой России – За правду» Михаила Емельянова, «вряд ли РОИ хоронили специально, это получилось само собой». Потому что власть, с одной стороны, вроде бы и пытается наладить обратную связь с населением, но, с другой стороны, граждане отвечают на это пассивно. «Если в 2012-м активность снизу была, хорошая или плохая, – это предмет для отдельной дискуссии, то сейчас в обществе торжествует апатия. А в этой ситуации РОИ невозможно продвигать», – подчеркнул эсэр. Депутат Заксобрания Карелии от «Яблока» Эмилия Слабунова считает иначе: электронную демократию притушили сами власти. «Они, конечно, хотят обратной связи, но только той, которая одобряет их деятельность и им нравится, либо той, которая предполагает быстрое и показательное решение мелких вопросов, не затрагивающих суть политического процесса и самой власти», – пояснила она. Сейчас в стране много проблем, так что платформу РОИ власти теперь оценивают как потенциально опасную: если инициатива поддержана в обществе, то отклонять ее – значит нести репутационные и имиджевые издержки. Так что, заметила Слабунова, проще совсем ничего не рассматривать: «Заметен когнитивный диссонанс: вроде бы власти кричат о необходимости обратной связи с населением, но тут же от всего этого всячески дистанцируются».

Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин сообщил «НГ», что сам пытался воспользоваться РОИ месяца четыре назад, но у него ничего не вышло: «Платформа неповоротливая, модерируются сообщения медленно, сайт кривой. При этом серьезные инициативы, которые, по мнению модераторов, якобы могут иметь некий подтекст, отметаются, зато дурацкие – проходят. Эта платформа дискредитирует саму идею электронной демократии за государственные деньги. Но, конечно, здесь виной не политические, а чисто технические причины». Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ», что РОИ появилась в тех условиях, когда ответом власти на Болотную площадь стала либерализация общественной жизни. То есть в конкретных исторических обстоятельствах: «Теперь обстоятельства изменились, изменились подходы, поменялись их кураторы, а игры в демократию практически закончились». Но он уверен, что РОИ похоронили вовсе не из-за того, что кто-то показал, как можно быстро собирать 100 тыс. подписей. «Не нужно путать причину и следствие. Поводом могло быть одно или другое, но причина – в смене дискурса. Какая такая электронная демократия в стране, ведущей СВО? В стране, которая стала осажденной крепостью. Где это видано, чтобы в крепости развивали демократию? Более того, граждане и власть по-разному понимают обратную связь. Гражданам важно, чтобы сверху к ним прислушались, а по мнению власти, это вовсе не обязательно, достаточно послушать», – подчеркнул Калачев. 


Читайте также


Дефицит кадров усилил неравенство зарплат

Дефицит кадров усилил неравенство зарплат

Ольга Соловьева

Ветеринары, охранники и швеи зарабатывают в России меньше всех

0
951
В Госдуму пришла предпоследняя осень восьмого созыва

В Госдуму пришла предпоследняя осень восьмого созыва

Иван Родин

Депутаты превратят в законы все указания сверху и некоторые наказы снизу

0
635
О выборах как канале коммуникации

О выборах как канале коммуникации

Месседж властей ясен, ответный сигнал от граждан формальный, без детализации и нюансов

0
514
Царь Ираклий II: «хороший», «плохой» или «никакой»?

Царь Ираклий II: «хороший», «плохой» или «никакой»?

Арчил Сихарулидзе

В грузинские выборы неожиданно вмешалась история

0
561

Другие новости