0
4817
Газета Политика Печатная версия

19.02.2023 20:08:00

Культуру юридически переводят в политическую сферу

Зрелищные мероприятия придется согласовывать с властями по схеме оппозиционных митингов

Тэги: госдума, культура, зрелищные мероприятия, безопасность, терроризм, протесты, оппозиция

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

госдума, культура, зрелищные мероприятия, безопасность, терроризм, протесты, оппозиция Главы комитетов Госдумы по обороне и по безопасности Андрей Картаполов и Василий Пискарев предлагают взять под контроль развлечения граждан. Фото с сайта Государственной думы РФ

Группа сенаторов и депутатов предлагает навести порядок в культурной сфере, ведь зрелищные мероприятия не защищены от террористов. Суть поправок в том, что организатор будет обязан подавать в госорган уведомление за 10 дней до события. Видимо, в итоге выстроится система по аналогии с правилами проведения демонстраций и митингов, на которые оппозиция давно не получает согласований, по официальным объяснениям, из-за ее особой податливости ковиду. Однако по ходу спецоперации власти, похоже, поняли, что основной массив протестных настроений генерируют деятели культуры. И вместо точечной цензуры, судя по всему, решено ввести более универсальный механизм юридического приравнивания развлечений к политической деятельности в отдельных случаях.

Соответствующую инициативу в Госдуму за своими подписями представили практически одни парламентарии-силовики. Скажем, от нижней палаты их поставили главы комитетов по обороне и по безопасности Андрей Картаполов и Василий Пискарев. От верхней палаты автором выступает все руководство комитета по обороне и безопасности. Правда, в этот плотный ряд все-таки попала и председатель комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.

Тем не менее подход к решению проблемы, а ее власти, очевидно, считают актуальной, выбран исключительно правоохранительный. «В отличие от публичных и спортивных мероприятий на федеральном уровне не установлены обязанности организаторов по обеспечению безопасности в ходе зрелищных мероприятий, а также уведомления органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о проведении таких мероприятий», – указывается в пояснительной записке. И далее прямо говорится, что в связи с этим «не предусмотрена ответственность организатора зрелищного мероприятия за непринятие мер по обеспечению безопасности при его проведении». Например, если не были использованы металлодетекторы и т.д.

Парламентарии привели статистику МВД за последние пять лет, которая показывает, что сфера развлечений затрагивает десятки миллионов людей в год. Скажем, предковидный 2019-й: почти 232 тыс. мероприятий, количество участников – более 192 млн человек. Поскольку таковые в основном проводятся либо на территории общего пользования, либо в специально отведенных местах, то все это подпадает под действие закона «О противодействии терроризму», который говорит, что если в одной точке есть более 50 граждан, то это массовое пребывание. Для таких разработаны особые правила, которые обязаны соблюдать и устроители мероприятия, и органы власти, и силовые структуры.

Поэтому сенаторы и депутаты предлагают пойти по отработанной схеме и вменить в обязанность организаторам зрелищных мероприятий подачу уведомлений за 10 дней до проводимого ими развлечения. В законопроекте ничего не говорится о технологическом оформлении данных согласований, а потому почему-то представляется, что скорее всего власти решат воспользоваться опытом с организацией демонстраций и митингов. Там же тоже главным является уведомительный принцип, а точнее, его декларирование. На самом же деле уже давно массовую уличную акцию практически невозможно провести ни одной оппозиционной силе. Напомним, что теперь для этого власти даже не занимаются какими-то правовыми ухищрениями, а сразу ссылаются на ковид, который, очевидно, особо пагубно воздействует на граждан с протестными настроениями.

Таким образом, ко второму чтению Госдуме, очевидно, предстоит большая законотворческая работа. Но это будет заботой не только парламента, в проекте есть ссылка на будущее постановление правительства, устанавливающего правила обеспечения безопасности для зрелищных мероприятий. Необходимо будет ввести и настоящее понятие их организаторов, потому что пока есть лишь упоминание через запятую, кроме организаций культуры, «иных юрлиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих создание, распространение и освоение культурных ценностей при проведении зрелищных мероприятий, направленных на потребление культурных благ». Понятно, что предстоит разработать и меры ответственности, которые лишь упомянуты, но не конкретизированы.

Работа предстоит большая и актуальная, поскольку в последнее время именно из сферы культуры идет оппонирование, например, спецоперации, а то и противодействие ей.

Конечно, часть протестантов из страны уже уехала, но многие ведь еще тут. Скажем, на днях в Новосибирске был отменен концерт группы «Несчастный случай». То ли из-за задымления на выбранной площадке в Академгородке, то ли из-за якобы показанного в сторону полиции среднего пальца лидером группы Алексеем Кортневым. Понятно, что властям нет времени разбираться с каждым подобным случаем, когда собрать какой-то концерт может практически кто угодно. А тем более власти, похоже, не хочется принимать явно цензурные решения. Проще и надежнее ввести универсальный механизм, который в любой момент сработает нужным образом на купирование сомнительного случая, чтобы тот действительно не стал несчастным. Именно так, еще раз напомним, и действует система по запрету митингов, то есть политической активности граждан. Культура, очевидно, де-факто стала таковой, а где-то через полгода, судя по всему, станет и де-юре.

Депутат Заксобрания Карелии от «Яблока» Эмилия Слабунова, услышав о появлении данной инициативы, пояснила «НГ»: «Особого смысла в этом законе и нет, потому что, к примеру, отказ в помещениях из-за мер безопасности – это уже отработанная технология, а ответственность организаторов и так есть. Поэтому нынешний проект выглядит всего лишь еще одним проявлением цензуры». По ее мнению, власть уже давно дает ответ своим критикам от культуры ярлыками иноагентов и запретами, так что это «инерционное движение по окукливанию страны». Но законопроект, конечно, имеет все шансы на принятие, а ко второму чтению – прирасти поправками, как в свое время и закон о митингах.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заметил «НГ»: «Можно было бы сказать, что силовики зашли на чужую территорию. Например, можно спросить Картаполова, а какое отношение культура имеет к обороне?» Он напомнил, что тот в прошлом был замминистра и начальником Главного военно-политического управления Вооруженных сил, вот, видимо, и решил, что можно управлять культурой так же, как он управлял политподготовкой: «Но на деле любая регламентация в отношении культуры ее убивает. При всем уважении к замполитам одно дело – это формировать патриотизм в армии, а совсем другое – регламентация культурных мероприятий в гражданской сфере. В итоге придем к тому, что культура окончательно превратится в инструмент для решения утилитарных проблем власти». Калачев отметил, что инициатива внесена по двум причинам: желание со стороны власти все регламентировать, представление культуры как совокупности новых рисков и угроз. «Кремль понимает, что в культуре могут быть и декадентское направление, и прозападное, а у этих направлений есть лидеры общественного мнения. Реальность такова, что сегодня Пушкина наверняка признали бы иноагентом, как и Тургенева, а Салтыкова-Щедрина – и вовсе посадили», – считает эксперт, высказывая непонимание и тем, где же голос деятелей культуры против таких законов? В появлении аналогичных с законом о митингах механизмах он и не сомневается.

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что культурные акции давно стали использовать в оппозиционной среде, например «прогулки с писателями» были еще в 2012 году. Когда же в ответ на запрет митингов оппозиция ответила увеличением встреч с депутатами – и тут же этот инструмент стали регламентировать, то сейчас власть то же самое хочет сделать с культурными мероприятиями. Эксперт отметил, что усложненная процедура с ответственностью организатора не имеет отношения к безопасности, такие меры на массовых мероприятиях отработаны еще с начала нулевых. Макаркин напомнил, что вообще-то культурные мероприятия почти не запрещали, как митинги, под предлогом пандемии. Ведь такие мероприятия использует и сама власть для общения с избирателями. «Но власть исходит из того, что деятели культуры есть разные: за и против власти. Сейчас власть пытается выстроить ответ на уход части культуры в политику», – отметил он. Он не сомневается, что наработанные инструменты по согласованию митингов могут быть использованы и здесь. К примеру, отказы в проведении под предлогом занятой площадки: «Захотели люди встретиться с писателем, критично настроенным по отношению к власти, а организаторам сообщают, что на это время уже намечен концерт в поддержку СВО». 


Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
337
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
358
Колумбийскому президенту не дают построить социализм с человеческим лицом

Колумбийскому президенту не дают построить социализм с человеческим лицом

Надежда Мельникова

Оппозиция опасается, что Петро поведет страну по пути Венесуэлы

0
383
О вопросах участников СВО в процессе обновления элиты

О вопросах участников СВО в процессе обновления элиты

Политики хотят высказываться от имени ветеранов боевых действий и выдавать свои интересы за их взгляды

0
491

Другие новости