Павел Грудинин и Николай Бондаренко «приняли участие» в праздничном ролике КПРФ к 7 ноября.
Кадр из видео из Telegram-канала Сергея Обухова
На пленуме ЦК КПРФ были созданы два отдельных экспертных совета. За распространение опыта народных предприятий будет отвечать хозяин «Совхоза имени Ленина» Павел Грудинин – экс-кандидат в президенты РФ от КПРФ. Секретарь саратовского обкома Николай Бондаренко – блогер-миллионник радикального толка взялся за новые каналы общения коммунистов с избирателями. Эксперты «НГ» не считают, что это синекуры, более вероятна презентация знаковых фигур как электорату, так и спонсорам. Вопрос в том, выдадут ли Грудинин и Бондаренко такой контент, который сторонники партии будут распространять что современными, что самыми старыми способами.
«Приближаясь к активной фазе избирательной кампании в Госдуму в столь непростое время, особое внимание уделили совершенствованию работы партии по всем ключевым направлениям», – подвел итоги ноябрьского пленума ЦК официальный сайт КПРФ. Там же сказано и о том, что решением пленума впервые в истории партии созданы два новых экспертных совета. Первый – «по внедрению опыта народных предприятий» – под руководством Грудинина, второй – «по работе с новыми социальными группами и развитию новых каналов коммуникаций» – под началом Бондаренко, видеоблог которого «Дневник депутата» имеет 1,9 млн подписчиков на YouTube.
Также отмечается, что создание таких экспертных советов при КПРФ говорит о намерении партии более активно использовать те козыри, которые у нее имеются. Причем делать это можно будет с помощью достаточно известных в стране фигур. Однако когда «НГ» поинтересовалась у руководства КПРФ, есть ли уже планы работы советов, определен ли их функционал, а главное – критерии эффективности их деятельности и ожидаемые ее результаты, то есть тот самый KPI, то выяснилось, что пока все в стадии обсуждения.
Зампред ЦК КПРФ Дмитрий Новиков сказал «НГ»: «Формирование экспертных советов мы завершим на пленуме следующего года, предварительно – на мартовском». При этом он подчеркнул, что экспертные советы Грудинина и Бондаренко будут состоять не только из коммунистов, там будут и беспартийные специалисты. И в этом как раз их отличие от партийных комиссий. Также ряд решений по советам будет принят президиумом ЦК. Кроме того, Новиков пояснил, что экспертный совет под руководством Грудинина станет работать под патронажем исключительно президиума ЦК, а вот совет Бондаренко будет курировать руководитель отдела интернет-коммуникаций ЦК Марат Музаев. Результаты деятельности обоих советов должны отражаться, например, в новых законопроектах КПРФ. Оценить же их эффективность сможет съезд КПРФ через четыре года.
Первый зампред лидера партии Юрий Афонин уверен, что президиум ЦК еще до конца года определит функционал новых экспертных советов. По его словам, их задачи разнятся: когда совет Грудинина соберет больше опыта народных предприятий, то сможет его пропагандировать среди губернаторов, бизнесменов и других партий. А вот совет Бондаренко сначала сам будет учиться работать с новыми электоральными группами, например самозанятыми, программистами, фрилансерами, новыми рабочими, а также сторонниками КПРФ, пока не вовлеченными в ее работу потому, что до них еще надо достучаться. И уже потом полученные умения будут представлены на вооружение всей партии.
Впрочем, пока создается впечатление, что это больше синекуры, причем экспертный совет Грудинина даже в большей мере, чем совет Бондаренко. Правда, и он сам вовсе не представляет собой новатора в деле коммуникаций с избирателями, сейчас есть блогеры и покреативнее него. Да и интернет теперь все чаще работает с перебоями или ограничениями. Однако эксперты «НГ», разойдясь во мнениях о полезности новых структур КПРФ, сошлись на том, что фигуры обоих председателей реально знаковые для людей с левыми настроениями.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что решение КПРФ может иметь два объяснения. «На первый взгляд складывается впечатление, что коммунисты сами не до конца понимают, зачем им эти экспертные советы. Они, мол, должны опубликовать доклады, их почитают, и что-то возьмут на вооружение. Тогда это можно считать попыткой скопировать опыт партии власти. Однако может быть и диаметрально противоположная ситуация: коммунисты стремятся создавать лобби-группы из числа экспертов и технологов, которые будут выгодно подсвечивать инициативы коммунистов». Но Мухин отверг предположение о синекурах: с Бондаренко скорее всего реально будут спрашивать за эффективность, а Грудинин – это давний донор партии. Эксперт заметил, что и содержательная сторона экспертных советов может быть разной. Одно дело – это влиять на содержательные политические решения, а совсем другое – «заниматься продвижением повесточки». Именно таким, кстати, выглядит назначение Бондаренко. Тогда как экспертный совет под руководством Грудинина, наоборот, по мнению Мухина, может приносить реальную пользу.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Для синекур тут многовато ответственности, да и финансирование не определено. Скорее всего создание экспертных советов – это имиджевый и пропагандистский ход. Коммунистам важно было предъявить в ходе кампании 2026 года две знаковые и узнаваемые фигуры. Грудинина еще помнят как кандидата в президенты от КПРФ, а Бондаренко как протестного блогера. Но им нужен был статус для полновесного участия в агитации». При этом он обратил внимание, что реальных рычагов власти в партии или фигурами влияния они не стали. Зюганов не назначил их зампредами или секретарями ЦК. И действительно, хотя Бондаренко входит в состав ЦК, это не является по-настоящему значимым постом, поскольку в ЦК входит 207 человек. А Грудинин и вовсе рядовой член партии, о своем вступлении в КПРФ он сообщил в июле 2021 года.
Между тем, Макаркин напомнил, что в интернет-среде поощряется нишевая активность, то есть каждый ищет то, что хочет, настраивая каналы информации под себя. Задача же КПРФ сформировать пул информканалов таким образом, чтобы, с одной стороны, объединить идеологическую аудиторию, которая читает «Правду» и «Советскую Россию», а с другой – сделать так, чтобы эти каналы коммуникаций входили в топ для чтения тех людей, которые просто недовольны властью и ее решениями. «Оба совета явно созданы к 2026 году, это чисто предвыборная инициатива. Коммунисты пытаются вернуть часть ушедших избирателей, сейчас реально важен каждый процент и каждый мандат», – подчеркнул Макаркин. Экспертный же совет Грудинина, по его мнению, важен с точки зрения преподнесения избирателям доказательств состоятельности идей КПРФ: «Хотя предприятие Грудинина по факту давно сделано по капиталистическим законам, но название и историю оно имеет советскую. И продвижение образа совхоза тоже сыграет свою роль. Но именно имиджево, вряд ли анализ и попытка передачи опыта даст результаты с точки зрения увеличения числа народных предприятий», – заметил Макаркин. Иными словами, чтобы вернуть какие-то части своего составного электората, КПРФ сделает ставку в том числе на публичные политические фигуры, которые когда-то привлекали избирателей. И вот они будут озвучивать новые привлекательные инициативы для своих аудиторий, потому что «если в президентских выборах КПРФ участвовала формально, то на выборах Госдумы борьба будет идти всерьез».
Руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков в свою очередь согласился с тем, что «это явная синекура для обоих, конкретного поля работы и конкретной ответственности эти посты не предполагают, зато одаряя полномочиями, статусом и, наверное, финансированием». Он напомнил «НГ», что практически все думские партии имеют свои экспертные советы. И это весьма полезно по двум причинам. Во-первых, эксперты могут выступать от имени партии в публичной сфере – не только на ТВ, но и на государственных или окологосударственных мероприятиях. Например, Грудинин может заявить, что, мол, хватит душить малый бизнес и что надо его поддерживать на заседании той же «Опоры России». А Бондаренко, допустим, обратится к активным пользователям сети как защитник свободного интернет-пространства. Как ни крути, подчеркнул Гращенков, обе эти фигуры входили в топы самых узнаваемых политических имен по рейтингам того же ВЦИОМ. Во-вторых, пояснил он, те эксперты, которые войдут в эти советы, станут фактически бесплатной рабочей силой, например, действительно для написания законопроектов или продвижения каких-то инициатив.
При этом Гращенков согласился, что данная инициатива КПРФ важна с точки зрения будущей думской кампании, и она говорит о том, что коммунисты хотят вернуть отдельные части своего составного электората. Однако, по его мнению, такие ныне опальные фигуры ассоциируются скорее с оппозиционным позиционированием КПРФ как борца с властью. А это означает, ставка делается на возвращение недовольного городского избирателя, который голосовал за КПРФ не по идеологическому признаку, а как за самую протестную партию. КПРФ и потеряла поддержку этой аудитории как раз потому, что отказалась от своего протестного имиджа в последние годы, а ее знаковые соответствующего плана оказались задвинуты. Сейчас же партия явно хочет вновь застолбить поляну главной оппозиции за собой.
Конечно, пояснил Гращенков в ответ на вопрос «НГ» о том, как коммунисты смогут агитировать без интернета, если Сеть действительно отключат, то КПРФ вынуждена будет искать другие способы для налаживания каналов общения с избирателями. Но в ныне текущих реалиях деятельность экспертного совета Бондаренко вполне еще может успеть принести реальную пользу. Например, можно обучить множество реготделений и активистов КПРФ тому, как продвигать линию партии в соцсетях и работать со всеми новыми сетевыми площадками.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ»: «Бондаренко доверили экспертный совет, аргументировав это тем, что у него почти два миллиона подписчиков. Но казус в том, что YouTube замедляют, он потерял актуальность, для многих прежних зрителей этот ресурс утрачен из-за технических проблем. Поэтому новая попытка заняться видеоблогерством – это будет попытка догнать уходящий поезд». Эксперт отметил, что перебросить подписчиков с одного канала коммуникации на другой тоже бывает непросто.
Но все-таки, по его словам, самое главное, хотя о том молчат и партии, и эксперты, – это не столько находить новые каналы коммуникаций, сколько создавать качественный контент. То есть наполнение этих каналов, которое становится вирусным. Здесь опыт Бондаренко как раз пригодится, хотя при его получении блогер пострадал как минимум в качестве политика: не прошел в Госдуму в 2021 году, напомнил Калачев. «Разработать каналы коммуникации – вторичное дело, главное – собрать уникальный контент, роль которого почему-то недооценивают, уделяя повышенное внимание инструментарию», – подчеркнул он. Потому что только тогда видеоролик, картинку или статью перепостят сами зрители и читатели по своим каналам коммуникации.
И у той же КПРФ, сказал «НГ» Калачев, уже были яркие вирусные инициативы, которые она сама потом и бросала: «Типичный пример – это кампания «Напомни единороссу об обещаниях» 2020 года, которая была быстро прекращена, став образчиком самоцензуры. Впрочем, для того чтобы можно было продвигать качественный контент, который становился бы вирусным, нужна другая степень свободы в стране и в партии, а не только каналы коммуникации. А с этим сейчас проблемы». При этом он подтвердил, что, во-первых, многие интернет-каналы сейчас ограничивают, во-вторых, новые медиа точно так же требуют оплаты для продвижения, а в-третьих, все чаще грозят заблокировать в скором времени не только мобильный, но и проводной интернет. Калачев уверен, что в таких условиях правильнее будет сделать ставку на самые разные каналы. То есть сейчас не стоит недооценивать ни новые, ни прежние методы коммуникации: «Работая с соцсетями и медиа, не забывать о дедовских методах работы – уличных акциях, агитации в брендированной спецодежде, раздаче газет, кампании от двери к двери и дворовых встречах. То есть не забывать о традиционном способе агитации «пяти касаний» избирателя. К примеру, заблокировали YouTube, блогер завел себе Telegram-канал и набрал миллион подписчиков, а следом заблокировали и Telegram. Или вот КПРФ завела себе страничку в мессенджере MAX, но выложила там хайповое видео или заметку – и страницу партии тут же заблокировали. Сегодня надо быть ко всему этому готовым». Да и нельзя сейчас точно сказать, за какими именно сетевыми ресурсами будущее. Вообще не стоит исключать, сказал Калачев, что «может быть, настанут времена, когда опять понадобится газета «Искра».
Поэтому новые и старые методы в нынешних условиях могут друг друга взаимодополнять, например, уличные акции надо снимать и выкладывать в интернет в виде роликов. А с дедовскими методами агитации тоже стоит поработать: «Когда были видеорепортажи КПРФ о годовщине 7 ноября, то показывали одиноких людей старшего возраста, все это выглядело очень грустно». По мнению Калачева, как раз привлечение Бондаренко – это и есть попытка мобилизовать других блогеров для вирусного продвижения партии в медиапространстве. Его фигура должна послужить положительным дидактическим примером: «КПРФ послала сигнал, что таких блогеров, как Бондаренко, ценят, уважают, продвигают, дают им статусные посты и хотят, чтобы они приходили к партии. КПРФ сейчас нужен не один, а десяток Бондаренок. Но с этим как раз и проблема».

