0
21
Газета Политика Печатная версия

09.12.2025 21:02:00

КПРФ сталкивается с ограничениями в борьбе за монументы

В Вологде установили статую Сталина, но не восстанавливают памятник революционерам

Тэги: вологда, обком кпрф, памятники героям революции, борьба за монументы

Online-версия

вологда, обком кпрф, памятники героям революции, борьба за монументы Памятнику героям революции и Гражданской войны жители Вологды дали прозвище «Зуб». Фото с сайта www.kprf.ru

По информации «НГ», вологодский обком КПРФ готовит обращения к губернатору Георгию Филимонову и лидеру партии Геннадию Зюганову по поводу памятника героям Октябрьской революции. Монумент планируют перенести в один из городских парков, несмотря на угрозу разрушения. Коммунистов возмутило и обоснование – мол, сооружение не соответствует современному облику Вологды, хотя статуя Сталина туда вписалась. Обком надеется на хорошие отношения между Зюгановым и Филимоновым, вроде бы согласных в том, какой должна быть политика по защите истории. Но эксперты «НГ» считают, что государство явно не намерено поддерживать память именно о революционерах.

Вологодский обком обратится к губернатору примерно 15–16 декабря с просьбой все-таки оставить монумент героям Октябрьской революции и Гражданской войны, который расположен, конечно, на Площади Революции. Власти последовательно проводят модернизацию этого городского пространства, в которое обветшалое сооружение никак не вписывается.

«Состояние объекта сейчас таково, что любая попытка переместить обелиск закончится его необратимым разрушением. Поэтому КПРФ рассматривает предложение губернатора как попытку ликвидировать памятник. Наиболее логичный вариант – провести реставрационные работы, обновить памятник, окружающую территорию – и закрыть вопрос», – говорится в заявлении, которое уже опубликовано по итогам пленума вологодского обкома. Напомним, что сам памятник, получивший в народе прозвище «Зуб», представляет собой две совмещенные под углом стелы высотой 10 и 12 м, которые изображают сомкнутые знамена. Монумент облицован плитами из белого известняка с барельефами и надписями, вот это внешнее покрытие железобетонного остова как раз и пришло в негодность.

О возможном, а скорее – неизбежном переносе данного памятника Филимонов заявил еще 5 декабря во время «прямой линии» с гражданами в эфире регионального ТВ. «Несмотря на то что это объект культурного наследия, учитывайте перенос в другую локацию. Мы продолжаем благоустройство Площади Революции. Первый этап закончен, второй проведем в следующем году. Необходимо изменить городское пространство, придать облик, соответствующий званию областной столицы», – пояснил он. Теперь обком надеется уговорить губернатора повременить в том числе с помощью Зюганова, у которого с Филимоновым, а у того – с лидером КПРФ сложились вроде бы неплохие отношения.

Скажем, сам Филимонов не раз сообщал о «теплых встречах, проходящих в атмосфере взаимопонимания» с Зюгановым (см. «НГ» от 18.02.25). Таковых за последний год было как минимум две – в феврале и в мае, в сентябре же они обговорили по телефону вопросы развития области. И вологодский губернатор сообщил главному коммунисту об открытии памятника советскому руководителю региона – первому секретарю Вологодского обкома КПСС Анатолию Дрыгину, который был на этом посту с 1961 по 1985 год. «Независимо от партийно-политических предпочтений, мы чтим историю. Она едина и неделима», – подчеркнул Филимонов. А Зюганов отметил, что был лично знаком с Дрыгиным. Лидер КПРФ получил приглашение посетить Вологодчину, но до сих пор его не реализовал. Хотя в ее столице, напомним, сам губернатор не так давно открыл памятник Сталину на территории дома-музея «Вологодская ссылка», который во многом и посвящен памяти об этом вожде СССР.

Как пояснил «НГ» первый секретарь вологодского обкома Александр Морозов, происходящее стало полной неожиданностью, и коммунисты не в курсе, что планируется сделать с местом данного монумента. Кстати, заметил он, на той же Площади Революции стоит памятник Ленину, который пока вроде бы не трогают. «НГ» спросила, почему бы не отремонтировать стелу за деньги партии. На это Морозов заметил: «Поскольку памятник находится в государственном реестре, то любой его ремонт или реставрация должны согласовываться. Если вдруг будем чинить самовольно, то нас за это по закону могут даже привлечь к ответственности». И он подтвердил, что после официального обращения к главе региона коммунисты намерены «запросить помощь Москвы», то есть вмешательство в ситуацию Зюганова.

Своими силами решить эту проблему, признаются левые, у них надежды мало. По данным «НГ», этому способствует и известный фактор противостояния ныне действующего губернатора с руководством одного из крупнейших промышленных концернов страны. Отделение Компартии выстроило хорошие отношения с прежней администрацией, которая опиралась на мощный бизнес-ресурс, а с новой пока взаимодействие не налаживается. Есть, правда, и более глобальная версия истории с этим советским памятником: КПРФ теперь пытаются ограничить и на поле мемориальной борьбы, которая примыкает к той ностальгической повестке, которую эксплуатирует и сама власть. Раньше она левым особо не препятствовала, однако сейчас стало заметно недовольство сверху слишком сгустившимся красным цветом.

Впрочем, первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что «разгадка уже заложена в происходящем событии»: «Памятник посвящен революционерам, то есть разрушителям государства. А у нас в почете государственническая повестка. Сейчас исторические события и фигуры рассматриваются сквозь призму суверенитета. Уважают тех, кто его защищал, а отсюда и подбор фигур разных эпох – и царь Иван Грозный, и императоры Петр I и Екатерина II, и вождь Сталин. Так что революционеры – это герои для КПРФ в силу специфики ее преемничества, но не для государства. И действия Филимонова вполне вписываются в эту государственную повестку». Например, заметил Макаркин, по поводу того же Ленина проводится нарратив, что он, во-первых, пошел на союз с врагом во время войны, а во-вторых, заложил в основу СССР мину в виде права на выход республик из состава Союза.

Однако эксперт сомневается, что коммунистов будут сильно ограничивать в их мемориальной борьбе. К примеру, очередную годовщину революции, отметил он, КПРФ провела с размахом (см. «НГ» от 09.11.25). При этом политика памяти со стороны государства все-таки будет обретать более избирательный характер. Скажем, теперь не в почете не только революционеры, но и белогвардейцы, сотрудничавшие с «иностранными интервентами». «То есть будет политика исторических компромиссов, где коммунистам придется придерживаться их в отношении к Октябрьской революции», – считает Макаркин. 

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заметил, что «Филимонов как государственник – скорее монархист, нежели коммунист», а значит, и не должен уважать революционеров. «Вряд ли это история данного конкретного региона, но здесь нет и попытки ограничить деятельности КПРФ как оппозиции на мемориальном поле. Скорее это действительно отражение государственная концепция», – подчеркнул он. И напомнил, что сегодня за бортом концепции непрерывности истории оказались все революционеры – и народовольцы, и декабристы, и вот теперь, видимо, большевики, «словом все те, кто так или иначе выступал против действующей власти, способствовал смуте либо вовсе разрушению государства». Отсюда, по его мнению, и нынешние исторические фильмы, которые направлены не против конкретно КПРФ, а лишь подтверждают нынешнюю позицию государства по отношению к истории.

«В моей юности часто упоминали о Степане Разине, Емельяне Пугачеве, Иване Болотникове, сегодня эти персонажи не в почете. Так что коммунисты попали под общие принципиальные ограничения, а не под конкретно прописанные для них. В концепцию непрерывности истории вписывается Сталин и герои Великой отечественной войны, но никак не участники войны гражданской. В почете сегодня охранительство, то есть та часть ностальгии по советскому прошлому, которая подчеркивает крепость государства. И Филимонов вписался в мейнстрим» – пояснил «НГ» Калачев. «Историческая политика, цель которой – сохранение памяти о значимых событиях, патриотическое воспитание на примерах защитников Отечества и выдающихся личностей, придерживавшихся традиционных ценностей, не предполагает увековечивание памяти революционеров. Политика памяти – это набор приемов и методов, с помощью которых находящиеся у власти политические силы, используя административные и финансовые ресурсы государства, стремятся утвердить определенные интерпретации исторических событий как доминирующие. В этих интерпретациях революционеры не герои, а злодеи. Филимонов последовательно реализует именно эту политику памяти», – заявил Калачев.


Читайте также


КПРФ громко защищает "алтайских товарищей" от уголовного дела

КПРФ громко защищает "алтайских товарищей" от уголовного дела

Дарья Гармоненко

Руководство партии пытается достучаться до власти с жалобой на нарушение красной линии

0
1969
Выборные штабы КПРФ сдадут отчеты на ноябрьском пленуме ЦК

Выборные штабы КПРФ сдадут отчеты на ноябрьском пленуме ЦК

Дарья Гармоненко

Черновик общефедерального плана думской кампании должен появиться в феврале 2026-го

0
2172
За липецких товарищей заступился сам Зюганов

За липецких товарищей заступился сам Зюганов

Дарья Гармоненко

Подавляющее большинство реготделений КПРФ не поторопилось с выражением солидарности

0
3674
КПРФ встает в полузащиту для поддержки липецкого обкома

КПРФ встает в полузащиту для поддержки липецкого обкома

Дарья Гармоненко

От руководства партии не будет политического ответа на обвинения коммунистов в экстремизме

0
2733