Лидер ЛДПР Леонид Слуцкий приветствовал молодежь на Первом политическом криптофоруме партии. Фото с сайта www.ldpr.ru
ЛДПР подготовила предложения по поддержке студентов, чтобы улучшить условия их жизни и учебы. Такой доклад лидера партии Леонида Слуцкого появился как раз под Татьянин день. Наверное, это больше предвыборный пиар в стиле основателя ЛДПР, заложившего в ее фундамент популистскую оппозиционность. Хотя с самого верха следуют призывы не сопровождать думскую кампанию невыполнимыми обещаниями, есть вопрос, введут ли для партии Слуцкого какие-то ограничения с учетом задачи теснить коммунистов. Тут, похоже, многое будет зависеть от характера альянса с «Единой Россией»: ЛДПР как официальный партнер партии власти скорее всего останется в рамках текущей стратегии конструктивного популизма.
На партийном сайте уже опубликован специальный доклад Слуцкого под названием «ЛДПР за системную государственную политику поддержки студенчества!». В нем затронуты буквально все сферы быта студентов – например, неважные условия в общежитиях. Тут не остался без внимания и своего рода национальный вопрос: «ЛДПР настаивает на том, что при распределении мест в общежитиях приоритет должен быть отдан российским студентам». Партия возмущается, что вузы, преследуя цели коммерции и исполнения спущенных им показателей, отдают приоритет учащимся иностранного происхождения.
В общем и целом Слуцкий в своем докладе выступил за системность мер, стимулирующих как хорошую учебу, так и комфортное существование тем будущим специалистам, от которых «ждут технологических прорывов, кадрового обновления экономики и ответственности за демографическое будущее». Однако при этом «далеко не всегда обеспечивают устойчивые и понятные социальные гарантии». Поэтому одним из ключевых направлений в ЛДПР называют развитие полноценных университетских кампусов, что тем не менее не новация, поскольку власти постоянно говорят о том же самом. Точно так же, как и о гарантиях первого рабочего места, которых ЛДПР, получается, требует вслед за ЕР, уже принимающей и законы на этот счет.
На сайте ЛДПР перечислен примерно десяток «студенческих» инициатив партии, которые почему-то появились в канун Татьянина дня, а не раньше или позже. Впрочем, ответ на такой вопрос вполне понятен: все эти и многие другие партийные инициативы, например прошедший 22 января некий Первый политический криптофорум ЛДПР, – это составляющие предвыборной стратегии ЛДПР. Затем они же станут агитационными материалами уже в ходе думской кампании. Например, в выступлении на первом заседании Госдумы после каникул Слуцкий обозначил ряд ключевых задач партии, которые придадут ей образ борца «за все хорошее против всего плохого» в интересах широких масс избирателей из «глубинной» России.
Стоит отметить, что на том же первом заседании 13 января председатель Госдумы Вячеслав Володин призвал коллег плодотворно поработать до выборов, преследуя такие приоритеты: поддержку СВО, помощь многодетным семьям, оперативный отклик на запросы избирателей. А на выборах, подчеркнул спикер ГД, партиям надо бы исключить любой популизм и максимально консолидироваться (см. «НГ» от 13.01.26). Хотя ЛДПР вроде бы и выполняет первые три установки, однако от популизма отказаться не может. «НГ» поинтересовалась у экспертов, просматриваются ли в отношении выборной кампании ЛДПР какие-либо рамки и ограничения с учетом поставленной перед ней задачи вытеснить КПРФ с места первой оппозиционной партии?
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ»: «Зачем ЛДПР популизм – о том надо было бы спросить ее основателя Владимира Жириновского еще в 90-е годы, сейчас это уже органичная стратегия для партии. Просить ЛДПР уйти от популизма – это все равно что предлагать коммунистам отказаться от коммунизма. Нынешний лидер лишь продолжает дело предшественника». Также ЛДПР традиционно присущ «налет оппозиционности» – и в этот раз он тоже заметен. «Но не к власти в целом, а скорее, например, к конкретным чиновникам. Критики же власти и системообразующей партии в отличие от времен Жириновского не предвидится хотя бы потому, что к выборам нынешнего года сформировался базовый альянс ЕР–ЛДПР, где партия власти выглядит старшим партнером», – подчеркнул Мухин. Так что слова Володина – это «не руководство к действию, а скорее отеческий призыв». Возможно, и потому, по мнению Мухина, что власти данная ситуация выгодна: «Популизм ЛДПР оттеняет прагматичность ЕР, то есть имиджи партий взаимно дополняют друг друга. И потому своим популизмом ЛДПР будет заниматься много, регулярно и напоказ». А никаких рамок для кампании младшего партнера ЕР не просматривается. «Видимо, ЛДПР будет дан карт-бланш, и она вряд ли будет испытывать трудности в реализации своих проектов», – сказал «НГ» Мухин.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев подтвердил «НГ», что «ЛДПР всегда была партией популистских инициатив, однако при Жириновском это были крупные мазки, а не мелочи, при Слуцком же ЛДПР становится партией точечного популизма». Да и в целом современный партийный популизм всех партий видоизменился. Теперь и ЛДПР стремится выступать с такими идеями, которые имеют хотя бы небольшие шансы на реализацию. «Как и все другие парламентские партии, ЛДПР стремится доказать власти свою полезность», – подчеркнул Калачев. Кстати, заметил он, тактику конкретных малых дел реализуют «Новые люди» (см. «НГ» от 18.08.25), пересобирая свой электорат. Этим же занялись и в нынешней ЛДПР: потеряв часть прежних избирателей, партия стремится завоевать голоса в малых электоральных группах: среди студентов, профессиональных страт или женщин. «Но если «Новые люди» ограничены изначальным имиджем партии городского, образованного и молодежного электората, малого и среднего бизнеса, то есть находятся в узком сегменте, то по ЛДПР видно, что она стремится показать себя партией для более серьезных людей, аудитория которых пошире, а предложения для них – более тяжеловесные», – пояснил Калачев.
При этом для ЛДПР, по его мнению, все-таки просматривается ряд естественных, а не искусственных ограничителей. Во-первых, ей нельзя полностью отказываться от наследия основателя, чтобы не размыть или вообще потерять ядерный электорат. Во-вторых, нельзя заступать на поляну ЕР. В-третьих, ЛДПР не может вести кампанию на имени одного лидера. И наконец, в-четвертых: «Раньше ЛДПР традиционно играла на антивластных и даже антиистеблишментных настроениях, а сейчас это невозможно, поскольку она от имиджа партии оппозиционной перешла в образ партии альтернативы». Так что скорее всего ЛДПР от начала и до конца будет вести «кампанию полупопулизма», то есть стремиться показать себя конструктивной партией, которая сотрудничает с властью ради того, чтобы хотя бы частично улучшить жизнь людей.

