![]() |
![]() | |
![]() |
От Святейшего Патриарха ожидают справедливого разрешения всех церковных конфликтов. Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
Скандал этот чисто церковный, можно сказать, канонический. В нем практически нет ничего от светской суеты и мелочности человеческих интересов.
Суть его в столкновении воли епископа, мыслящего себя абсолютным церковным владыкой, и соборной воли мирян, в данном случае являющихся студентами одной из лучших российских богословских школ.
Впрочем, это не просто миряне, а будущие священники и диаконы, пастыри Русской Православной Церкви. И именно поэтому их бунт против ректорского ультиматума приобретает особое значение: он заставляет задуматься о возрождении церковного и общественного самосознания "белого духовенства" (называемого так в отличие от "черного" - монашеского), все больше и больше претендующего на ключевую роль в церковном строительстве.
Небывалый рост численности церковных приходов, имевший место за последние десять лет на канонической территории РПЦ, и вместе с тем малочисленность епархий создают диспропорцию, которая независимо от того, являются ли верующие "меневцами" или "снычевцами", и нравится им или нет этот термин, объективно способствует развитию демократических (соборных) процессов.
Рано или поздно возникнет ситуация, суть которой сформулирована в марксизме: "низы не хотят по-старому - верхи уже не могут".
И каноны будут трактоваться как в одну, так и в другую сторону - и в пользу соборных прав мирян и клириков вплоть до выборности епископата, и в пользу того, что "епископ есть глава Церкви и его слово не обсуждается".
Напомним, что подобные процессы уже происходили в Русской Церкви в начале ХХ века и их следствием были как некоторые решения Поместного Собора 1917-1918 годов, так и "обновленческое движение", деятели которого своим сотрудничеством с ГПУ скомпрометировали идею церковного обновления, начатого Собором и святым Патриархом Тихоном.
Ситуация в Петербурге уникальна и потому, что каждую из сторон конфликта трудно обвинить в каких-то нравственных или иного рода прегрешениях. Епископ Тихвинский Константин известен как один из самых демократичных и открытых к богословскому диалогу православных владык. В частных беседах многие преподаватели и студенты говорили о том, что при нынешнем ректоре в академии наконец-то наступил порядок в учебном процессе, начала оживляться научная богословская деятельность.
Но тем с большим удивлением они восприняли поведение владыки Константина.
Если бы ректор, зная о возражениях против рукоположения, собрал академическое собрание и разобрался с ситуацией, выслушав все точки зрения, его влияние в академии выросло бы до небес.
Если бы ректор перед началом хиротонии вышел к студентам и по-человечески и по-церковному сказал им, что несмотря на их возражения, он просит согласиться на хиротонию, то скандала не было, а епископ Константин существенно укрепил бы свой авторитет.
Если бы после того как в храме прокричали "анаксиос", ректор остановил хиротонию вплоть до специального церковного разбирательства, то и в этом случае студенты начали бы любить его еще сильнее.
Даже, если бы он рукоположил своего протеже тихо, летом в каникулы, то скандал бы не возник.
Но епископ Константин выбрал худший из вариантов - диктаторский.
И дело, как говорилось выше, не в том, что "ректор плох". Ректор-то хорош, да не мог он нарушить неписаных законов церковного управления, сложившихся в советское время при активной поддержке светской власти. По этим законам единственным хранителем, толкователем и исполнителем канонов является епископ. Остальные - бессловесные церковные овцы, обязанные со смиренным восторгом принимать все, что исходит от владыки. А поднял голос - раскольник!
Какие возможны пути выхода из ситуации?
Грозящий самыми неприятными последствиями: наказание студентов, тихое увольнение их из академии, полное молчание церковной иерархии по принципу "нет человека - нет проблемы". Об этом даже думать не хочется.
В любом случае, церковная общественность ожидала и продолжает напряженно ждать оценку происходящего со стороны Предстоятеля РПЦ - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Церковь ждет (в отсутствие канонического церковного суда, призванного разрешать подобные конфликты) заседания Священного Синода и обсуждения на нем санкт-петербургской ситуации.
Мы же, со своей стороны, обещаем максимально информировать читателей обо всем, что будет происходить в Санкт-Петербурге и какие решения в связи с этим будут приниматься священноначалием.