Богословские дискуссии всегда занимали в жизни Церкви важное место. В византийскую эпоху их накал доходил даже до того, что улицы Константинополя становились ареной массовых беспорядков. Так было, например, в эпоху арианских споров. Еретики и вполне православные люди (в том числе и названные позднее "отцами Церкви") открыто выступали со своими мнениями, их оппоненты столь же открыто с ними полемизировали.
За века своего существования христиане научились обсуждать любую, даже самую острую проблему и находить ей соответствующее евангельскому духу соборности и любви решение. В любом случае Церковь стремилась к публичным дискуссиям, дабы не создалось впечатление, что за церковным решением стоит не забота о душах заблуждающихся, а всего-навсего интересы какой-то группы священнослужителей или политиканов.
Но разбор богословских взглядов протоиерея Георгия Кочеткова, начатый летом прошлого года по распоряжению Святейшего Патриарха, проходил в атмосфере такой таинственности и закрытости, что поневоле создавалось впечатление, что речь идет не о книгах, а каких-то необычайной важности финансовых документах. Гриф "совершенно секретно" все время сопровождал работу комиссии под руководством протоиерея Сергия Правдолюбова. Единственным источником о том, что же собираются инкриминировать опальному священнослужителю, являлся до недавнего времени сборник статей сотрудников Свято-Тихоновского богословского института под зловещим названием "Суд им давно готов". Этот труд был отрецензирован для "НГ-религий" главой издательства "ИМКА-пресс" Никитой Струве. Напоминаем, что рецензия под заголовком "Православная охота на ведьм" опубликована в "НГР" (# 17 от 13.09.2000 г.).
Авторы сборника высказали в адрес Кочеткова столько страшных и порой абсурдных обвинений (вплоть до обвинения в "монотеизме"), что их предвзятость стала очевидна любому умеющему читать.
Комиссия по расследованию "ересей Кочеткова", созванная Патриархом после выхода в свет книги, удивительным образом оказалась состоящей в основном из авторов злополучного сборника и их духовных наставников. Это, конечно же, заранее заметно подрывало доверие к объективности ее выводов.
9 марта документ "правдолюбовской" комиссии (по-прежнему продолжающий оставаться страшно секретным) был представлен на рассмотрение Синодальной богословской комиссии. Несмотря на личные просьбы ее председателя митрополита Минского и Слуцкого Филарета не оказывать давление на работу синодальных богословов, противники отца Кочеткова не учли эту просьбу, и в ряде СМИ опубликовали тексты полные надежды и упования на расправу с "неообновленцами". Это вынудило пресс-службу Православного просветительско-благотворительного братства "Сретение" (руководимого о. Георгием Кочетковым) выступить 7 марта со специальным заявлением "О давлении светских СМИ на Синодальную богословскую комиссию".
В нем, в частности, говорится, что "5 и 6 марта на интернет-сайтах "Страна.ru" и "Вести.ru" появились сообщения, посвященные о. Г.Кочеткову, которые представляют собой подробный дайджест из выступлений его оппонентов. Рецидив попыток демонизации образа большого православного братства и его основателя, чье миссионерское и катехизаторское служение привело в лоно Русской Православной Церкви тысячи людей, не может не вызвать глубокого беспокойства.
Еще и еще раз приходится заявлять, что те обвинения, которые не раз опровергались не только фактами, но и документами и которые вновь звучат в названных материалах, основаны не на действительных взглядах и писаниях свящ. Георгия Кочеткова, как и не на реальных фактах жизни упомянутого братства, а целиком на том, что приписывают им недобросовестные оппоненты.
Используя явно односторонние и тенденциозные источники информации, в статье "Богословская комиссия решит, есть ли ересь в работах священника Георгия Кочеткова" ("Страна.ru", 07.03.01) Филипп Тараторкин упоминает некие "новшества свящ. Г.Кочеткова как в богослужебном обряде, так и в богословских вопросах", говорит о "тотальной подготовке через систему "оглашения" и "катехизации"" духовных чад о. Георгия, утверждает, будто основанное о. Георгием братство представляет собой "параллельную структуру" в РПЦ, безответственно возлагая на многих верующих православных людей тяжкие обвинения.
Нужно ли говорить, что подобной дезинформацией автор вне зависимости от своего желания способствует разжиганию страстей и розни в церковной среде? Меж тем ни письменные, ни пастырские труды о. Георгия никогда не являлись предметом официального суждения со стороны иерархии РПЦ. Предстоящее заседание президиума авторитетной церковной комиссии очевидно и призвано подготовить такое суждение. В статье же "Что будет с опальным священником" ("Вести.ru" 05.03.01) Андрей Никольский пишет: "положительным с точки зрения святоотеческого православия результат Синодальной комиссии окажется лишь при условии, что в основу ее решений будет положена резко негативная оценка катехизаторских сочинений о. Георгия", фактически ставя ультиматум Богословской комиссии.
В таком контексте статьи, подписанные именами постоянных авторов "Страны.ru" и "Вестей.ru", нельзя расценить иначе, как попытку оказать давление на работу Синодальной комиссии и помешать объективному рассмотрению актуального для внутренней жизни Русской Православной Церкви вопроса".
Вопреки опасениям кочетковцев, давление на комиссию не имело ни смысла, ни результата. Документ "правдолюбовской" комиссии принят всего-навсего к сведению. Следующую комиссию назначат через два месяца. Все это время будет функционировать рабочая группа, которая исследует документ комиссии. В результате ее участники составят список цитат, по отношению к которым о. Георгий "должен определиться". В этих цитатах вообще не будет идти речь о пастырской практике Кочеткова, а только о его богословских взглядах.
Сам документ комиссии по расследованию в подробностях не рассматривали, равно как и представленный ответ о. Георгия на текст обвинений.
Синодальная комиссия должна была оценить труды и богословские изыскания, включающие в себя написанный Кочетковым катехизис, и диссертацию, защищенную им в парижском Свято-Сергиевском институте.
Членами синодальной богословской комиссии отмечено, что в заключении, представленном о. Сергием Правдолюбовым, есть неточные цитирования и утверждения относительно трудов о. Георгия Кочеткова.
С другой стороны, отмечены разные высказывания Кочеткова, сомнительные с точки зрения православия. В мае предполагается пригласить о. Георгия для выяснения всех вопросов.
Неокончательность и неточность "правдолюбовского" обвинительного документа подтвердил и сам Патриарх, когда передал его на рассмотрение комиссии под руководством митрополита Филарета.
Текст обвинения против священника Кочеткова по-прежнему считается закрытым рабочим документом, и его никто, кроме Патриарха, членов обеих комиссий и самого Кочеткова, не читал и не видел. Не читали его и в редакции "НГ-религий".
Но сам факт вынесения борьбы против Кочеткова на высокий уровень авторитетных синодальных богословов дает надежду на то, что тайной расправы пусть и над ошибавшимся священнослужителем, на которую явно надеялись многие его оппоненты, не будет.