0
979
Газета Печатное дело Интернет-версия

16.05.2001 00:00:00

Против теплохладности

Тэги: Душенов, молчанием, предается, Бог


Константин Душенов. Молчанием предается Бог. Санкт-Петербург: "Царское дело", 2000 г. 350 с.

Душенов - фамилия говорящая, для многих она является синонимом праворадикальных тенденций в православии. Это имя практически под запретом в левых и светских СМИ, а авторов "круга Душенова" и газеты "Русь Православная" усиленно вытесняют из пространства церковной дискуссии.

В книгу автор включил статьи, опубликованные в свое время в патриотической печати. Получился мощный, проблемный, яркий сборник, который поражает прежде всего бесстрашием, с которым Константин Душенов говорит о болевых точках церковной истории, отсутствием искательности, теплохладности, осторожности и подобострастности, к которым приучены читатели христианской литературы. Душенов ни разу не покривил душой и не изменил своим приоритетам, которые отстаивает: Бог, Церковь, владыка Иоанн, которого Душенов чтит как учителя и наставника. Порядок приоритетов неизменен, не происходит подмены, столь привычной в церковной среде, когда "батюшка" охотно ставится выше Бога, а истина Церкви понимается в узко-партийном смысле в зависимости от момента.

Душенов - яркий полемист, жестокий критик и бесстрашный воин, работающий не за страх о своей репутации, но за совесть. "НГ-религиям" в сборнике отвешено изрядно нелицеприятных характеристик, но это не огульные ярлыки и облыжные оскорбления, а отстаивание своей позиции в реальной полемике.

Душенов не боится ставить острейшие вопросы, обращенные к священноначалию - Патриарху и высшим иерархам. Он - враг экуменизма, "никодимовщины" и ее последователей. Он - сторонник прославления царской семьи, последовательный монархист и готов снисходительно относиться ко всякому, кто способствовал укреплению Церкви. Он - последовательный враг врагов Церкви (или тех, кого он считает таковыми), не согласный на запоздалое братание с коммунистами. Он - открытый противник неообновленчества в Церкви, кочетковцев и всех сходных явлений.

Однако в отличие от прочих гонителей Душенов готов к дискуссии, к встрече и полемике. Он не призывает к лишению прихода, сана, чина и звания. Как некогда Нил Сорский, он желает гнать ересь, но не еретиков. А в современной церковной ситуации это уже много, такая позиция сама по себе становится отправной точкой.

Заметим, что при жизни владыки Иоанна Константин Душенов держался в тени, крайне осторожно высказывался по всему спектру проблем. Его голос обрел крепость именно после смерти авторитетного иерарха, то есть тогда, когда защитить его было уже некому. И столь храбрая позиция заслуживает уважения со стороны тех, кто не согласен с автором по всем направлениям его критики. Вдвойне заслуживает уважения верность идеям, которые подвергаются атакам даже со стороны идейных союзников, не говоря о могущественных противниках.

Душенов много пишет о "наследии советского времени", не изжитого Церковью, о конкретных проявлениях "советской дрессировки", носителями которой являются, по его мнению, члены Синода и многие архиереи. Он протестует против двуличия иерархов, проговаривающих "на экспорт" иные ценности, нежели те, которые озвучиваются для паствы в родных стенах.

Душенов резко высказался по теме, о которой принято помалкивать: о содомском грехе, сребролюбии, нравственности епископата. "Церковного суда по-прежнему нет┘ Практика показывает: добиться справедливости в Москве, у "вышестоящего начальства" практически невозможно┘ Кризис церковной жизни продолжает углубляться, а слова у наших церковных начальников все дальше и дальше расходятся с делами".

Готовность Константина Душенова обсуждать и искать решение - действительно редчайшее качество в нынешней церковной ситуации, когда все яркие носители тех или иных идей "четко размежевались", распределились по лагерям и предпочитают "следовать линии", не вдаваясь в суть дел. Душенов, выступающий за отмену ОВЦС как неканонического образования, по его мнению, на теле Церкви, готов аргументировать свои доводы любому чиновнику любого ранга. Равно как готов к тому, что за свои взгляды он может подвергнуться критике, может быть обличен в ереси и так далее. Его страшит другое: "соблазн "теплохладности", а проще говоря, соглашательства и равнодушия, прикрывающегося благонамеренной личиной смирения - сегодня один из самых распространенных и самых опасных. Если что и способно погубить нас сегодня, так это именно ложно понимаемое стремление к миру любой ценой".

Душенов - один из самых ярких и яростных сторонников ПРАВА МИРЯНИНА на голос в Церкви. Привычно слышать такие мнения слева. Тем ценнее голос, звучащий из глубины "правой партии". "Любой мирянин наравне с клириками несет личную ответственность за соблюдение чистоты и полноты Божественного откровения┘ Имейте мужество взглянуть правде в глаза".

Душенов, в отличие от многих и многих авторов охранительного лагеря, сохраняет невероятно оптимистичный тон. Тон работника и верующего человека, не оглядывающегося поминутно на "время на дворе". "Если же предположить, что Россия уже погибла и русского народа как такового больше не существует - есть лишь жалкие остатки, то тогда, конечно, решать все эти проблемы не имеет смысла. Тогда самое время проклинать "красную патриархию" и гвоздать "сергиан-вероотступников". Тут уж никакие аргументы не помогут. Каждый сам выбирает, что ему по душе".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ростех отметил лучших специалистов на чемпионате «Время Первых»

Ростех отметил лучших специалистов на чемпионате «Время Первых»

0
728
Металлургическое чудо Сибири

Металлургическое чудо Сибири

Василий Столбунов

Богучанскому алюминиевому заводу исполняется десять лет

0
2447
Искусство остановки. Иногда наша собственная медлительность и даже леность умнее нас

Искусство остановки. Иногда наша собственная медлительность и даже леность умнее нас

Ольга Добрицына

0
1357
Инвестиции в оборудование запаздывают

Инвестиции в оборудование запаздывают

Ольга Соловьева

Технологическая модернизация производств в РФ отстает на 12 лет

0
1922

Другие новости