0
1548
Газета Печатное дело Интернет-версия

16.05.2001 00:00:00

Голоса из прошлого

Тэги: Прот., Балашов, литургическое, возрождение


Прот. Николай Балашов. На пути к литургическому возрождению. Серия: "Церковные реформы. Дискуссии в Православной Российской Церкви начала XX века. Поместный Собор 1917-1918 гг. и предсоборный период". М.: Круглый стол по религиозному образованию и диаконии. 2001. 508 с.

Когда берешь в руки новую, вышедшую в этом году книгу, которая называется "На пути к литургическому возрождению" и к тому же открывает серию "Церковные реформы", первое ощущение - страх за автора: вот нашелся еще один безумец, готовый подставить себя под огонь уничтожительной "критики" со стороны борцов с "неообновленчеством"... Не "кочетковец" ли он? Разве не ясно, что можно говорить о разных церковных возрождениях, за исключением богослужебного?! Ведь богослужение, которое не смогли уничтожить даже гонители-большевики, очень многими воспринимается как живое выражение непрерванной православной Традиции, и посягать на него - значит рисковать оказаться в стане врагов Церкви.

И невольно вспоминаются слова о. Александра Шмемана из предисловия к его "Введению в литургическое богословие": "Я ясно сознаю, что┘ касаюсь той сферы церковной жизни, которая в силу разных причин молчаливо признавалась неприкосновенной, защищенной своего рода "табу"┘ Это сфера богослужения, литургической жизни, литургического опыта. Табу это восходит, если я не ошибаюсь, к митрополиту Филарету. Великий московский святитель, очевидно, ясно сознавал всю потенциально неограниченную силу аввакумовства в церковной среде, когда рекомендовал не прикасаться критически-богословствующему разуму к области церковного культа. Наше богословие до сих пор строго соблюдало это табу┘ "Удобее молчание" - и к этому молчанию призывало как чувство благоговения, сознание, что здесь - "святое святых" Православия, так и мудрость житейская, знавшая, что прикасаться к сфере богослужения небезопасно, ибо в ней вся сила народной любви, народного благочестия, вся священная инерция религиозного чувства, уже давно скинувшего с себя опеку богословского анализа и оценки".

Чтение книги, однако, не только не оставляет и следа от первого ощущения, но и, пожалуй, опровергает утверждение отца-основателя православного литургического богословия.

Книга протоиерея Николая Балашова (ныне он - секретарь Отдела внешних церковных связей по взаимоотношениям с Поместными Православными Церквами) "На пути к литургическому возрождению" издана Круглым столом по религиозному образованию и диаконии при поддержке фонда "Христианская Россия" и снабжена предисловием митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Полное название серии, которую она открывает, звучит так: "Церковные реформы. Дискуссии в Православной Российской Церкви начала XX века. Поместный Собор 1917-1918 гг. и предсоборный период".

Перед нами не авторский труд по литургическому богословию, а историческое исследование, точнее, своего рода церковно-историческая хроника. Значительную часть текста составляют прямые цитаты, часто пространные. Хронологический охват: 1905-1918 гг. Библиография свидетельствует о том, что автором проделана поистине колоссальная работа: список печатных источников насчитывает 547 наименований; полностью просмотрено более 60 церковных периодических изданий, центральных и местных, и столько же выборочно; список неопубликованных материалов из Государственного архива РФ, Российского государственного архива древних актов и Российского государственного исторического архива содержит 81 позицию.

На страницах исследования мы слышим голоса архиереев, священников, мирян, высказывавшихся по самым разным вопросам литургической жизни Церкви, причем представлены прямо противоположные мнения и соответствующая аргументация. Отдельные главы посвящены конкретным темам: вопрос о богослужебном языке, исправление богослужебных книг, упорядочение богослужебного устава, совершение Божественной литургии, богослужения Требника, богослужебное творчество.

И теперь уже никак нельзя сказать, что в начале XX века для членов Православной Российской Церкви, пастырей и пасомых, на литургическую проблематику было наложено "табу". Равным образом нельзя не признать, что в дореволюционной Церкви многими осознавалась насущная потребность литургических реформ, например касающихся упорядочения богослужения. В то же время разве не звучит предельно актуально такой вывод, который делает автор на основе исторических свидетельств: "Обычай, а не устав, стал нормой богослужебной жизни не только в приходах, но и в монастырях. Собственно, и всякий устав является лишь письменным отражением обычая. Плохо, однако, когда этот обычай стыдливо скрывается за ширмой незыблемого Устава и не поддается ни богословскому осмыслению, ни контролю священноначалия".

Несомненной заслугой автора является не только представление всего многообразия точек зрения на литургические проблемы (как "новаторов", так и "консерваторов"), но и взвешенное, деликатное указание на то, что литургическая дискуссия, которая имела место до Собора 1917-1918 гг. и на самом Соборе, актуальна и сегодня. "По мере погружения в массив дореволюционной периодики, в архивные документы, - пишет он во введении, - я все более убеждался: голоса из прошлого звучат удивительно живо и актуально. Хотелось бы донести их до сегодняшнего читателя - с надеждой на пробуждение в нашей Церкви той атмосферы творческой, открытой дискуссии, которая была столь характерна для предреволюционного периода ее жизни, оборванного политической катастрофой России┘ Жизнь многих из этих людей оборвалась трагически, нередко - в самом расцвете их дарований. Стоит выслушать сегодня то, что они успели сказать. В нынешнем процессе соборного воссоздания нашего церковного бытия они должны стать полноправными участниками. У Бога мертвых нет".

Вместе с тем автор не навязывает читателю готовых рецептов и окончательных суждений. По его мнению, "окончательные выводы - впереди. О них должна сказать свое слово сама жизнь Церкви". Но автор далек и от того, чтобы призывать к пассивному ожиданию. Он пишет в заключение: "От проблем, которые были поставлены еще в начале века, нам никуда не уйти. Убежден, что время для их разрешения настало. В 1994 году это признал и Архиерейский Собор нашей Церкви".

Отец Николай Балашов - не кабинетный ученый. Долгое время он был чтецом одного из московских храмов, затем как священник служил в провинции: в кафедральных соборах и сельских приходах. А потому то, что говорит исследователь-священник об участниках литургической дискуссии начала XX века, можно применить и к автору книги: "О них сегодня порою судят несправедливо. Их, например, обвиняют даже в том, что они будто бы не ценили, не понимали, не любили наше прекрасное православное богослужение. Неправда. Именно оттого, что любили, они не могли молчать о недостатках, снижающих для многих его столь высокую ценность. Боль, а не равнодушие звучит в их словах".

Боли не испытывают только мертвые. И если наши нынешние ревнители "литургической незыблемости" не воспримут голоса из прошлого, которые собраны в книге, они окажутся мертвее тех, кому эти голоса принадлежат, - православных христиан, умерших естественной или насильственной мученической смертью десятилетия назад.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Миру нужен сбалансированный энергопереход

Миру нужен сбалансированный энергопереход

Елена Крапчатова

Эксперты поддержали выводы, прозвучавшие в докладе главы «Роснефти» на ПМЭФ-2025

0
339
Власти ожидают проблем в ходе 12 выборных кампаний

Власти ожидают проблем в ходе 12 выборных кампаний

Дарья Гармоненко

В политически сложные регионы отправят общественную мониторинговую группу

0
515
Минюст подтвердил монополию адвокатов в судах

Минюст подтвердил монополию адвокатов в судах

Иван Родин

Профессиональной корпорации предстоит пережить расширение рядов и усиление госконтроля

0
601
Зюганов выправляет левый курс КПРФ

Зюганов выправляет левый курс КПРФ

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На XIX съезде партии красные дадут бой белым национал-патриотам

0
515

Другие новости