0
1806
Газета Печатное дело Интернет-версия

14.06.2001 00:00:00

Диалог религии и науки

Тэги: литература


Иен Барбур. Религия и наука: история и современность. М.: изд. Библейско-Богословского института св. апостола Андрея. 2000 г.

Выход книги Иена (иногда пишут Яна) Грэма Барбура "Религия и наука: история и современность" соответствует целям Библейско-Богословского института (ББИ) св. апостола Андрея, а именно - сократить "разрыв между Церковью и обществом, религией и культурой, богословием и наукой". Это вторая книга издательства ББИ со сходной тематикой, первой была книга Джона Полкинхорна "Вера глазами физика".

По медицинской терминологии, в анамнезе авторов обеих книг много общего: оба научные работники, профессора, оба - богословы. Барбур - лауреат премии Американской академии религии "За блестящие успехи в изучении религии" (1993 г.) и престижнейшей премии Джона Темплтона, врученной ему 17 мая 1999 года в Крестовом зале Патриарших палат Московского Кремля. По словам Джона Темплтона (мл.), "Иен Барбур получает премию за уничтожение барьеров между наукой и религией".

Книга Иена Барбура раза в два больше книги Джона Полкинхорна и написана совсем в другом ключе. Благодаря подробной рубрикации в книге удобно ориентироваться и использовать ее для справок, обучения и т.п. Для краткости и желая заинтриговать читателя, приведу наименования частей: ч. I. "Религия и история науки", ч. II. "Религия и научные методы", ч. III. "Религия и научные теории", ч. IV. "Философские и богословские размышления", а также более подробную рубрикацию, к примеру, последней 12-й главы: Бог и природа. 1. Классический теизм, 1.1. Монархическая модель; 1.2. Первичные и вторичные причины. 2. Некоторые альтернативы: 2.1. Бог как определитель неопределенностей; 2.2. Бог как передатчик информации; 2.3. Самоограничение Бога; 2.4. Бог как деятель; 2.5. Мир как тело Бога. 3. Теизм процесса; 3.1. Бог как творческий соучастник; 3.2. Проблемы богословия процесса.

Бабур не только регистрирует имеющиеся воззрения, но и, как правило, четко мотивированно и недвусмысленно высказывает свою позицию.

Так, среди выделяемых им четырех видов взаимоотношений науки и религии (1. конфликт; 2. изолированные сферы деятельности: рациональные научные воззрения на причинно-следственные связи различных явлений природы и общества и религиозные толкования их смысла и целей; 3. религиозное отношение к науке, например, пантеизм, идущий от Спинозы, а также религиозное толкование фундаментальных физических постоянных, конкретные численные значения которых обеспечили и существование вселенной и условия для возникновения жизни; 4. диалог, как "наиболее многообещающий подход") он сторонник четвертого вида отношений. Автор пишет: "Ученые должны соглашаться с тем, что у науки нет ответов на все вопросы, а богословы признавать факт изменения исторического контекста богословской мысли".

В рецензируемой книге наряду с основательным, академически неторопливым стилем изобилуют и чисто реферативные вкрапления, свидетельствующие о том, что такие-то работы и авторы прочтены и учтены. Это, конечно, делает книгу хорошим библиографическим справочником. Однако за широту эрудиции часто приходится расплачиваться снижением творческого напора.

Иен Барбур, давая общую характеристику научно-технологическим достижениям XX века, вновь и вновь обращает наше внимание на то, что за эти успехи приходится расплачиваться появлением этико-экологических проблем, ставящих под вопрос само существование человечества.

Иен Барбур пишет: ".. существуют две области богословской мысли, которые в наибольшей мере должны принимать в расчет открытия современной науки. Это учение о природе человека и учение о творении". Это коррелирует с кантовским звездным небом над головой и нравственным законом внутри нас.

Книга включила в себя насыщенные (и идеями, и литературными ссылками) обзоры физики и метафизики, начиная с XVII века и до наших дней. Детерминистскую самонадеянную уверенность в полной познаваемости мира сменяет пора разочарований, вызванных парадоксами квантовой физики. Осмысление поведения сложных систем, когда составляющие их части не дают представления и не определяют поведение системы в целом, ведет к тому, что малые изменения начальных и граничных условий вызывают крупномасштабные, иногда катастрофические, последствия. Ученых, мягко говоря, озадачивает удивительное сходство генных структур людей и животных при явном духовном превосходстве людей над остальным животным миром. Богословские установки о том, что Мир был создан единожды в сравнительно короткое время, сменяются уверенностью в достаточно длительном, скорее всего и не прекращающемся творении с перманентным участием Бога в этом процессе в различных ипостасях и различных, пока еще не установленных ролях. В этой вселенской эпопее наука часто нуждается в религиозной поддержке. Истина в том, что как наука меняет парадигму за парадигмой, так и религия иногда требует некоторой корректировки.

Читая у Иена Барбура о таких вещах, как теорема Белла, поведении нейронных сетей, физике Большого взрыва, квантовых электродинамике и хромодинамике, становятся очевидными даже чисто языковые трудности, с которыми столкнулся Всевышний для более или менее адекватного и понятного древним людям описания творения.

И поэтому, на мой взгляд, пафос и центральная идея книги в том, как должна читаться Библия сегодня с учетом интеллектуального (и прежде всего научного) опыта человечества.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры ждут нового снижения ставки Центробанка

Министры ждут нового снижения ставки Центробанка

Михаил Сергеев

Правительство отобрало 6 тысяч объектов благоустройства по результатам голосования граждан

0
1145
Подводная лодка "Калуга" прибыла на базу после выполнения задач дальнего похода

Подводная лодка "Калуга" прибыла на базу после выполнения задач дальнего похода

0
697
Выборы губернатора ЕАО будут проходить три дня

Выборы губернатора ЕАО будут проходить три дня

0
603
На XIX съезде КПРФ укрепят единство партии

На XIX съезде КПРФ укрепят единство партии

Дарья Гармоненко

Первый зампред ЦК Афонин утверждает, что чисток не предвидится

0
915

Другие новости