0
1420
Газета Печатное дело Интернет-версия

10.08.2005 00:00:00

Между Богом и человеком

Тэги: Селезнев, Несторий и Церковь Востока


Н.Н. Селезнев. Несторий и Церковь Востока/Научн. ред. и предисл. Н.В. Шабурова. - М.: Путь, 2005, 111 с.

В историю Православной Константинопольской Церкви архиепископ Несторий (ум. около 451 г.), призванный в столицу Византии из Антиохии, вошел как еретик. Его учение о том, что Иисус Христос был не Богом, но Богочеловеком, было истолковано как разделение Христа на два "лица". Предложение же именовать Деву Марию библейским именем "Матерь Христа", а не "Богородицей" было подвергнуто яростной критике.

Кажется невероятной сама идея, что какая-нибудь Христианская Церковь может с почтением относиться к Несторию. Тем не менее Ассирийская Церковь Востока, представляющая древнейшую апостольскую традицию междуречья Тигра и Евфрата, считает Нестория выразителем изначального учения Церкви о личности Иисуса Христа.

Любопытно, что такое почтительное отношение существует в Церкви, к которой грек Несторий никогда не принадлежал и арамейский язык которой был ему чужд. Как возникло это отношение и чем оно обусловлено? В чем состояло учение Нестория и как его понимали на Востоке? Таковы вопросы, которыми задается Николай Селезнев, автор книги "Несторий и Церковь Востока". Она представляет несомненный интерес для патрологов, историков, изучающих наследие отцов Церкви и исследователей христианского Востока.

Исследование состоит из двух частей: исторической и богословской. Первая часть содержит краткое описание жизни Нестория и его деятельности в качестве Константинопольского архиепископа. Автор сравнивает Нестория со знаменитым Иоанном Златоустом, который, так же как Несторий, был призван в столицу из Антиохии и так же подвергся критике александрийского духовенства за свои богословские воззрения. Читателю предлагается взглянуть на Нестория глазами восточносирийского историка Церкви Бар-Хадбшаббы, видевшего в нем прежде всего аскета и пастыря.

Богословская часть книги открывается главой, посвященной общим истокам антиохийской и месопотамской богословских школ. Автор полагает, что обе традиции в значительной мере сохранили принципы толкования Священного Писания и подходы в богословии, унаследованные от иудейской учености. Устная арамейская традиция Церкви Востока была тем руслом, в котором шло восприятие и осмысление греческого наследия антиохийских мыслителей, в том числе Нестория. В связи с этим автор приглашает к прочтению творений Нестория в контексте семитской ментальности и библейской образности, развивавшейся авторами Церкви Востока.

Завершающая глава содержит изложение учения Нестория о Христе и его сопоставление с традиционным учением о Христе Церкви Востока на примере ряда восточносирийских церковных писателей. Изложение вероучения Нестория автор делает по так называемой "Книге Гераклида" - апологии Нестория, написанной им в ссылке после заочного осуждения в 431 году на Эфесском соборе и сохранившейся в сирийском переводе. Открытие этого сочинения в XIX веке американскими пресвитерианами-миссионерами, работавшими в Персии, внесло существенные коррективы в представление об учении Нестория.

Основные обвинения, выдвинутые против Нестория Александрийским архиепископом Кириллом (ум. в 444 г.) и III Вселенским Собором в Эфесе, при их сопоставлении с положениями, которые отстаивал Несторий, выглядят необоснованными. Автор подчеркивает, что Церкви Востока этот трактат Нестория был известен уже с середины VI века. Однако западное христианство, являющееся наследницей Римской империи, опиралось в своем понимании Нестория на интерпретацию его учения, сделанную Кириллом Александрийским и Эфесским Собором, состоявшим исключительно из противников Нестория.

Была ли общность взглядов на личность Христа у Нестория и ранних греческих и сирийских авторов - Евстафия и Флавиана Антиохийских, Афраата и Ефрема Сирина, писавших еще до Нестория? Иначе говоря, насколько традиционен Несторий в своих воззрениях? Книга Николая Селезнева свидетельствует в пользу положительного ответа на эти вопросы, поскольку принципиальные положения Нестория вполне традиционны. Автор считает весьма ценным вклад в формирование учения Церкви Антиохийской богословской школы, несправедливо дискредитированной, но сохранившейся в традиции Церкви Востока.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Президент оценил работу правительства над инфраструктурным планом

Президент оценил работу правительства над инфраструктурным планом

Михаил Сергеев

Глава государства поручил начать рассмотрение обращений граждан к новой «Прямой линии»

0
1010
Регионы разделят на «доноров технологий» и «реципиентов инноваций»

Регионы разделят на «доноров технологий» и «реципиентов инноваций»

Ольга Соловьева

Вместо «размазывания» науки по стране появятся каналы распространения достижений в субъектах РФ

0
1190
Коммунисты на местах осмеливаются не признавать итоги выборов

Коммунисты на местах осмеливаются не признавать итоги выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

ЦК КПРФ не мешает точечному обострению, но претензий к власти не обобщает

0
1262
Правительство продолжает разгружать тюремную систему

Правительство продолжает разгружать тюремную систему

Екатерина Трифонова

Наказание в виде ограничения свободы дорабатывают в связке с принудительными работами

0
1522

Другие новости