0
1842
Газета Печатное дело Интернет-версия

05.03.2008 00:00:00

Хождение религии во власть

Тэги: религия, книга, ученый


Тощенко Ж.Т. Теократия: фантом или реальность?
– М.: Academia, 2007. – 664 с.

Член-корреспондент РАН Жан Терентьевич Тощенко уже не первый год руководит факультетом социологии Российского государственного гуманитарного университета. Сферы его интересов – социология труда, идеология, этносоциология и политическая социология. Специально о проблемах религии он прежде не писал. Однако в прошлом году он выпустил книгу «Теократия: фантом или реальность?» Это не случайно. В последнее время в Церкви все чаще жонглируют данными соцопросов, заявляя о своей общественной значимости. Социология стала занимать религиозных деятелей и лоббистов, и, словно в ответ, социологи начали пристальнее вглядываться в религиозную жизнь и взялись за перо. Тем более что угроза клерикализации общества беспокоит в России не только ученых-естественников.

Книга Тощенко – о «хождении религии во власть или заигрывании и использовании властью авторитета и влияния религии». Ученый дает проблему в двух срезах, скажем так, «историю» и «современность». Нужно сказать, что Тощенко трактует понятие «теократия» расширительно. Теократия у него – не только государственное устройство, при котором главой государства является духовное лицо (как учат нас школьные учебники). Это скорее тенденция к сращиванию религии и политической власти. Ситуация, когда религия становится государственной идеологией, когда церковный или околоцерковный истеблишмент раздает карты за политическим «столом», а власть обслуживает интересы религиозной номенклатуры. Теократия и клерикализм здесь – синонимы. С Жаном Тощенко наверняка поспорил бы митрополит Кирилл (Гундяев). Он то и дело подчеркивает, что никакого клерикализма в России нет. Клерикализм, по митрополиту Кириллу, – это когда церковный иерарх становится министром вроде Ришелье.

Охват у исследования Тощенко глобальный – как в плане времени (от шумеров до бен Ладена), так и в плане пространства (от США до берегов Индийского океана). Нас же в первую очередь интересует, «что же будет с Родиной и с нами». Все-таки теократия в России – фантом или реальность? Из книги Жана Тощенко получается, что пока еще фантом. По подсчетам экспертов, на которых ссылается социолог, клерикальных убеждений придерживаются лишь от 5 до 15% россиян. При этом Тощенко справедливо отмечает, что мотивы и ценностные ориентации у них различны. Его классификация клерикалов заслуживает внимания: ученый выделяет «воинствующих клерикалов», «пассивных клерикалов», «теократов-агрессоров», «теократов-идеологов», клерикальную интеллигенцию и тех, кто желает сделать на религии политический капитал (как, например, экс-депутат Госдумы РФ Александр Чуев). Очень интересная картина! Любопытствующие клерикалы могли бы открыть книгу и проверить, к какому типу они относятся. Как с темпераментами: холерик, сангвиник, меланхолик...

Однако в целом наша страна погружена в состояние «религиозной энтропии». Ссылаясь на данные социологических исследований, Тощенко пишет, что людей, считающих себя мусульманами и христианами, в России чуть ли не на 20% больше, чем... людей, утверждающих, что они верят в Бога! То есть человек, свидетельствующий, что он – православный, вполне может иметь в виду свою принадлежность к русскому этносу или культуре. Более того, как отмечает Тощенко, интенсивность религиозности у россиян снижается. Из 1600 человек, опрошенных в 2005 году Левада-Центром, раз в неделю причащаись лишь 1%. Остальные причащались реже или не причащались вовсе (последних 75%). Где ты, «православное большинство», о котором так часто говорит Церковь?

«Религиозный бум первых пореформенных лет проходит. Ситуация становится стабильней: приостановился рост числа людей, относящих себя к верующим. В этом плане религиозные организации исчерпали потенциал своего усиления», – пишет Жан Тощенко. Противники клерикализации могут облегченно вздохнуть и утереть пот со лба? Едва ли. Клерикалы берут не числом, а умением, точнее – активностью, сплоченностью, организованностью, принципиальностью. Они пользуются пассивностью «умеренных». Все это имеет место в сегодняшней России: и пассивность антиклерикальных сил, и напор клерикалов. Прочитаем названия глав книги Жана Тощенко: «Религиозная приватизация культуры», «Теократизация образования», «Клерикализация национальной идеологии». Ведь это – наша действительность, описанная научным языком!

Жан Тощенко написал добротную, интересную и во многом отрезвляющую книгу. Пожалуй, единственное, чего ей не хватает, – более тщательной редактуры. Увы, но это бич современного книгоиздательства гуманитарной научной литературы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Традиционные ценности заменят железный занавес

Традиционные ценности заменят железный занавес

Иван Родин

Россия предъявляет духовно-нравственные требования к зарубежным сетевым ресурсам

0
1339
Бизнес отреагировал пессимизмом на повышение коммунальных тарифов

Бизнес отреагировал пессимизмом на повышение коммунальных тарифов

Ольга Соловьева

Инфляционные ожидания предприятий перешли в рост после шести месяцев снижения

0
2246
"Русская община" напоминает властям запрещенные сетевые движения

"Русская община" напоминает властям запрещенные сетевые движения

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Активную группу "рассерженных патриотов" скорее всего будут брать под усиленный контроль

0
1432
Служителей Фемиды хотят вывести из-под подозрений

Служителей Фемиды хотят вывести из-под подозрений

Екатерина Трифонова

Совет судей РФ планирует разработать четкие критерии конфликта интересов

0
1228

Другие новости