0
3874
Газета Печатное дело Интернет-версия

17.07.2013 00:01:00

Засвидетельствованная этика Дитриха Бонхёффера

Игумен Иннокентий

Об авторе: Игумен Иннокентий (Сергей Николаевич Павлов) – кандидат богословия, церковный историк.

Тэги: бонхффер, протестантизм, вторая мировая война, гитлер, этика


бонхёффер, протестантизм, вторая мировая война, гитлер, этика

Дитрих Бонхёффер. Этика. Пер. с нем.
– М.: Издательство ББИ, 2013. – xxxiv + 501 c.

Для меня «Этика» Дитриха Бонхёффера (1906–1945) – это прежде всего исторический документ, точнее, христианское исповедание, обусловленное конкретными историческими обстоятельствами, ответ христианина на пресловутые «вызовы времени». К написанию своей «Этики» Бонхёффер приступил летом 1940 года. До этого были лишение места доцента и пастора в связи с протестом против расовой политики НСДАП; вынужденная эмиграция в Англию (конец 1933–1935 годы); возвращение в 1936 году в Германию с целью организации тайной семинарии «исповедующей Церкви» в Финкенвальде (Померания); ее закрытие в 1937 году; посещение в 1939 году Лондона и Нью-Йорка, предложение профессорского места в США, отказ Бонхёффера, мотивированный необходимостью быть с христианами Германии, чтобы иметь моральное право участвовать в возрождении христианской жизни после падения нацизма.
В 1941 году Ганс фон Донаньи, муж сестры Бонхёффера, привлек его к участию в заговоре против Гитлера, для чего тот стал агентом абвера. Это открывало во время войны возможность поездок за рубеж – в Швецию и Швейцарию. В Швейцарии в 1942 году он встречается с Карлом Бартом, с которым обсуждает тему ответственности христиан, имея в виду и ответственность историческую. Для Бонхёффера это был не теоретический вопрос морализирующего теолога, а вопрос человека, участвующего в заговоре против Гитлера, побудительным христианским мотивом к чему для него служило сознание необходимости сопротивления безусловному злу перед лицом Божьего суда.
«Кто желает для себя в ответственности избежать вины, – писал он в связи с этим в «Этике», – тот отделяется от последней действительности человеческого существования, но отделяется он и от освобождающей тайны безгрешного несения вины Иисусом Христом и не имеет никакого участия в том Божественном оправдании, которое знаменуется этим событием. Он ставит свою личную невиновность выше ответственности за людей и слеп по отношению к той еще более тяжкой вине, которую он тем самым взваливает на себя, слеп он и к тому, что являет себя как действительная невинность, к тому, что эта невинность ради других людей вступает в общность их вины. То, что безгрешный, самоотверженно любящий становится виновным, через Иисуса Христа принадлежит к сущности ответственного действия». И далее в связи со сказанным следует замечательная экзегеза одного из наиболее значимых евангельских блаженств. «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:10). Речь здесь идет не о Божьем правосудии, следовательно, не о преследовании из-за Иисуса Христа, а прославляются как блаженные те, кого преследуют из-за справедливых – давайте еще добавим: истинных, благих, человечных – вещей (ср. 1 Петр. 3:14 и 2:20). Ложная боязливость тех христиан, которые уклонялись от страданий из-за справедливых, благих, истинных вещей, потому что христиане якобы могут по совести страдать только ради открытого исповедания Христа, та черствость, которая подозрительно относится и отмежевывается от всяческих страданий из-за справедливых вещей, в этой заповеди блаженства однозначно объявляется Иисусом Христом неправедной. Иисус считает своими тех, кто страдает из-за справедливых вещей. Он принимает их под свою защиту, включает их в сферу своей ответственности, в свои требования. Так влеком к Христу гонимый из-за справедливых вещей. Так происходит, что гонимый в годину страданий и ответственности – возможно, впервые в своей жизни, не понимая себя и удивляясь себе, но чувствуя внутреннюю необходимость, – взывает ко Христу и исповедует себя христианином, потому что только в этот момент он осознает свою причастность ко Христу. И это не конструкция, а опыт, который мы обрели, в котором отчетливо проявилась сила Иисуса Христа во всех сферах жизни, в которых доселе она оставалась сокрытой».
Дитрих Бонхёффер в числе других заговорщиков был казнен в концлагере Флоссенбург в Баварии по приговору нацистского суда 9 апреля 1945 года. Его незавершенный труд остался этикой, засвидетельствованной жизнью во Христе.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
322
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
517
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
594
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
434

Другие новости