0
4036
Газета Печатное дело Интернет-версия

17.12.2014 00:01:00

Послесловие к секулярной эпохе

Тэги: книги, центр карнеги, клерикализм, рпц, православие, ислам, индуизм, турция, россия, индия, pussy riot


книги, центр карнеги, клерикализм, рпц, православие, ислам, индуизм, турция, россия, индия, pussy riot

Монтаж и демонтаж секулярного мира/ Под ред. А. Малашенко и С. Филатова. 

– М.: РОССПЭН, 2014. – 406 с.

Книга, подготовленная Московским центром Карнеги, представляет собой подборку научных и публицистических эссе на тему взаимоотношений религии и общества. Сборник обрамляют несколько статей в сугубо академической манере, каждая из которых исследует один из крупных «блоков», с которыми все изучающие роль религий в обществе сталкиваются регулярно: клерикализация общества и государства в России (статья Бориса Кнорре), мифологизация истории в официозе РПЦ (Олег Морозов), феномен культивирования «оскорбленных чувств верующих» на примере мусульман Индии, освоивших судебное и несудебное преследование по данным мотивам едва ли не ранее и едва ли не масштабнее, чем во всех прочих странах (статья Ирины Глушковой), ислам в государственной идеологии Турции от Кемаля Ататюрка до Реджепа Тайипа Эрдогана (статья Павла Шлыкова). Любопытно, что параллелизм процессов наблюдается в России и странах Востока.

Эссе сборника ценны тем, что в этих работах, написанных специалистами в соответствующих областях, даже журналист, специализирующийся на религиозной тематике, может почерпнуть массу важных подробностей. Например, такую: еще за несколько месяцев до того, как имам Хомейни вынес фетву против Салмана Рушди за его «Сатанинские стихи», премьер-министр Индии Раджив Ганди, опасаясь возмущения мусульман-индийцев, запретил ввоз в страну экземпляров этой книги (с. 325). Или что реформы Кемаля Ататюрка имели целью не только секуляризацию Турции, но и реформацию самого ислама. Государственный комитет по делам религий Турции в 1920-е годы подготовил богослужебные новшества, вполне сравнимые с деятельностью Лютера в Германии: Коран и призыв к молитве были переведены с арабского на турецкий язык, кроме того, предлагалось изменить время дневной молитвы, да и сам порядок ее совершения, усадив верующих по примеру западных христиан на скамьи (с. 368). Этот «кемалистский ислам» был отвергнут верующими, удержался лишь турецкий перевод Корана и азан на турецком языке – но и это до 1950 года, когда кемалисты проиграли выборы националистам из Демократической партии, при власти которых через пять лет пройдет масштабнейший погром христиан в Стамбуле.

В этом академическом «обрамлении» особым образом воспринимаются статьи, написанные, если так можно выразиться, из самой гущи религиозной и околорелигиозной жизни. Протоиерей Алексий Уминский, настоятель популярного у творческой интеллигенции московского храма, описывает сложности служения православного священника в России, за два десятилетия «махнувшей» из «общества атеизма» в «общество клерикализма», где люди, считающие себя верующими, рассматривают храмы как «комбинаты духовно-бытового обслуживания» (с. 171). Автор большой статьи о Pussy Riot Елена Волкова – сама участница перформанса в балаклавах в годовщину «панк-молебна», проведенного общественными активистами 21 февраля 2013 года у храма Христа Спасителя.

В своем пространном тексте, полном терминов из сленга политактивистов и апелляций то к Пелевину, то к западным философам-постмодернистам, автор в итоге солидаризируется с достаточно спорными мнениями о некоей тождественности мотивов обвинителей участниц панк-группы и… гонителей Иисуса Христа (с. 241). Этот текст интересен прежде всего как попытка той части интеллигенции, которая взяла за основу своего мировоззрения всеобъемлющий нонконформизм, побороться с Церковью на поле духовных ценностей и смыслов, используя соответствующую лексику. Таким образом, на страницах экспертного сборника мы можем наблюдать процесс проникновения религиозного дискурса во вполне секулярную среду. Даже если кому-то и захочется подискутировать с Волковой, своим подходом автор обессмысливает любую подобную попытку: ведь феномен веры (а в тексте мы его видим в своеобразном нонконформистском преломлении), как известно, лежит в плоскости, далекой от рациональных доказательств.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
407
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
428
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
365
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
452

Другие новости