0
847
Газета Регионы России Интернет-версия

12.05.2001 00:00:00

Георгий Полтавченко: "Я не разочарован годом работы в округе"

Тэги: полтавченко, полпред, округ


полтавченко, полпред, округ

-Георгий Сергеевич, вы уже год в должности полпреда, основательно познакомились с округом. Какое впечатление он на вас произвел: чем разочаровал, чем обрадовал?

- Вы не поверите, но это действительно так: до этого назначения я округ практически не знал - разве только по урокам географии. Кроме Москвы из городов округа раньше был только в Костроме. Поэтому пришлось очень много ездить по областям. Мне очень понравился округ - это настоящее сердце России. Ведь здесь живет, по большому счету, генофонд России: люди необыкновенные, с уверенностью смотрят в завтрашний день, несмотря на все проблемы. А проблем, наверное, больше, чем в других регионах.

Здесь огромный потенциал: примерно 60% российской науки - это Центральный федеральный округ, причем не только Москва. Примерно 50-60% технического, промышленного потенциала, оборонной промышленности тоже сосредоточено здесь. Остались квалифицированные люди, оборудование, остались технологии. Все знают корейские телевизоры, а на самом деле технология их производства разработана в России, в Рязани. Корейцы эту технологию перекупили, а у нас денег не хватило, чтобы ее внедрить. Таких примеров масса.

Я был в Дубне. Это удивительно: там наши ученые по фундаментальным открытиям опережают американцев лет на пять. Об этом мало кто знает. За весь период перестройки из Института ядерных исследований уехал всего один человек. То есть сохранили потенциал. Там столько проблем! Но люди работают, хотят работать и верят, что завтра будет лучше. Поэтому самое главное, самое лучшее - это люди.

А проблем много. У нас очень серьезная демографическая ситуация, смертность во многих регионах значительно, в 2-3 раза, превышает рождаемость. Округ быстро стареет: примерно 30% населения - пенсионеры.

- В вашем округе очень разный уровень жизни в регионах. Богатая Москва, довольно успешная Липецкая область и такие депрессивные регионы, как Брянск. Что здесь можно изменить в лучшую сторону?

- Да, вы абсолютно правы. У нас сегодня, не считая Москвы, естественно, неплохо живут Московская и Липецкая области. Несколько лет неплохо идет Костромская область, более-менее - Владимирская. Наиболее отстающие - это Брянская, Тамбовская. Но и благополучные регионы не избавлены от проблем. Взять ту же Липецкую область. Действительно, обеспеченность областного бюджета высокая, а из этого следует решение социальных проблем и так далее. Но там доходная часть бюджета примерно на 50% обеспечена одним только предприятием - Новолипецким металлургическим комбинатом. Случись там какой перебой, и область окажется без денег. Об этом мы еще в прошлом году говорили с губернатором. Руководство области видит эту опасность и активно работает над развитием малого, среднего бизнеса, чтобы подстраховать бюджет другими источниками доходов. Ведь в Москве по итогам прошлого года примерно 40% доходов городского бюджета дали налоговые поступления малого и среднего бизнеса.

Сегодня практически все руководители субъектов Федерации понимают необходимость развития малого и среднего бизнеса. Но не у всех получается, не у всех одинаковые возможности. Почему мы создали совет руководителей Центрального федерального округа - чтобы эти проблемы решать сообща и помогать друг другу. Есть очень много направлений, по которым можно работать совместно. Это почему-то не делалось. Регионы, если и не совсем превратились в удельные княжества, в экономике отгораживались друг от друга очень сильно. Почему-то думали, что заграница нам поможет, а соседняя область ничем помочь не может. Так повелось с начала 90-х годов. Москва примерно на 80% зависит от импортного продовольствия, хотя под боком сельскохозяйственные области, великолепные продукты, и цена ниже, хотя, может быть, не намного. Руководство Москвы в последнее время серьезно занялось развитием экономических связей с регионами, производящими сельхозпродукцию.

Можно много примеров приводить, когда мы работаем сообща. Создали окружное инвестиционное агентство, все субъекты Федерации, округа без исключения являются его учредителями. Решать вопросы, связанные с направлением инвестиций, будут все, чтобы здесь не было никаких перегибов. Все должно быть абсолютно прозрачно и направлено именно на решение общих проблем.

- В послании президента Федеральному собранию говорится о возможности введения особых процедур финансового управления в высокодотационных субъектах. Какие конкретно это могут быть процедуры?

- Мне кажется, что здесь президент имел в виду следующее. Там, где руководители не справляются с возложенными на них задачами, возможен вариант, когда президент будет принимать решение о назначении от федерального Центра руководителю региона, будем так говорить, помощника, который бы занимался всем хозяйством региона. Другой вариант и сегодня существует: закон позволяет президенту в ряде случаев, если руководители регионов нарушают федеральное законодательство, отстранять руководителей от управления, чтобы навести там порядок и не дать людям стать заложниками тех ошибок, которые совершают руководители. К сожалению, избиратели не всегда делают правильный выбор, доверяя свои судьбы этим людям. Причины этого разные.

- По итогам губернаторских выборов, прошедших в округе начиная с осени прошлого года, в ваш адрес в прессе было высказано немало критики, в частности потому, что в некоторых регионах победили коммунисты. Как вы оцениваете результаты этих выборов и чего ожидаете от новых лидеров?

- Я не считаю, что я где-то проиграл или федеральный Центр где-то проиграл. Ведь президент заявлял о равной удаленности от конкретных кандидатов. Например, то, что в Курской области сменился руководитель, - это огромный плюс, и доказательством тому - уже ставшие известными нарушения закона в области, вскрытые следственными органами. Я думаю, если бы там руководство не сменилось, эти процессы шли бы и дальше. Да, новый руководитель имеет определенную политическую ориентацию, мы с ним на эту тему уже говорили. Но у меня такой подход: какой бы политической окраски человек ни был, если он умело и грамотно делает дело, то Бог ему в помощь. Если же он использует свою должность для решения узкопартийных задач, мы его будем поправлять.

Поэтому я не разочарован итогами выборов по всем регионам без исключения. Пришли новые люди, у каждого есть конкретная программа - как улучшить ситуацию в том регионе, который он возглавил. Они прошли экспертизу в нашем аппарате, в том подразделении, которое занимается экономикой, и было подтверждено, что программы, предложенные губернаторами, конкретны, реальны и действительно нацелены на дальнейшее развитие областей. Поэтому не вижу, в чем мы проиграли. Откровенно могу сказать: кто-то из губернаторов мне не нравился и сегодня не нравится как человек, но мне с ними нужно работать. А работаем нормально.

- Георгий Сергеевич, в вашем округе рождаются многие нестандартные идеи: уже упомянутое вами инвестиционное агентство, совет мэров, межрегиональная группа депутатов в Госдуме. Это ваша инициатива, или же вы опробуете разработки федерального Центра, которые потом могут быть применены в других округах?

- Группа в Думе - это вообще не наша инициатива. Она родилась на встрече с депутатами. Идея интересная, если у них есть желание, мне так будет проще взаимодействовать с ними. Все остальное - инициатива нашего аппарата, но не только, еще и совета губернаторов. Мы очень тесно взаимодействуем с другими округами, с полномочными представителями и обмениваемся всеми положительными идеями, которые появляются. Так что нельзя сказать, что это какие-то заготовки Центра.

Таких заготовок еще трудно и ожидать, мы же недавно работаем, начали с нуля. И это очень интересно. Может быть, конечно, пройдет лет пять-десять, и эта структура закостенеет, не хотелось бы, конечно, но есть определенные законы развития государственных структур. Я могу об этом говорить вполне искренне, потому что мне в свое время довелось принимать участие в создании налоговой полиции. Я помню, как это начиналось, а потом, по прошествии семи лет, это уже стала мощная структура со всеми присущими государственным структурам плюсами и минусами. Если честно, это было одной из причин, по которой я поменял место службы, - перешел работать полномочным представителем президента тогда еще по Ленинградской области. Многие не могли понять, почему. Там мне было интересно, я люблю делать новое, а если повезет, еще и создавать что-то - совсем здорово.

- Как вы считаете, если межрегиональная депутатская группа будет создана, не будет ли она еще одной группой лоббистов и только?

- Мне бы хотелось, чтобы деятельность такой группы была направлена не внутрь Госдумы, а в первую очередь на территорию, она должна работать в интересах регионов, а значит, и всего округа в целом. Если же они будут решать свои дела внутри Думы, использовать потенциал нашего аппарата для решения каких-то внутрифракционных проблем, то, конечно, я не смогу их поддержать. А использовать их возможности на пользу округу - с большим удовольствием.

- В президентском послании говорится, что работа по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным после "аврального" этапа должна переходить в плановый режим. Удалось ли вам в этом направлении сделать то, что планировалось?

- Полностью не удалось. Примерно 80% тех актов, которые не соответствуют федеральному законодательству, удалось привести в соответствие. В целом по стране это сделано примерно на 70%, а у нас - 80, а может быть, и 85%. Наибольшее количество законодательных актов, не приведенных в соответствие, действует в Москве: серьезные проблемы и с уставом города, и другими актами, в частности, касающимися регистрации. Это серьезная проблема, ее нельзя решить одним махом. Проще всего было бы взять и разом привести в соответствие с федеральным законом. Но нужно искать решение, которое не ущемляло бы ничьи права: как тех, кто желает приехать в Москву из других регионов, так и москвичей, потому что Москва может не справиться с наплывом всех желающих.

- Но ведь существуют фирмы, которые за вполне умеренную плату оформляют регистрацию и, надо думать, с нарушением закона?

- Естественно, это подтверждение моих слов: очень сложная ситуация. Я уверен, что мы найдем решение - в соответствии с Конституцией и действующим законодательством, потому что такое желание есть не только у федеральных начальников, но и у руководства Москвы.

Мы с губернаторами и руководителями законодательных органов в субъектах Федерации уже говорили о том, что необходимо создать комиссию (и сейчас над этим работаем), в которую вошли бы представители всех субъектов Федерации округа, к работе в которой нужно привлекать профессиональных юристов, работающих в области государственного права, муниципального права, конституционного права, для того чтобы подготовить типовые проекты законов, которые бы устраивали все без исключения субъекты Федерации.

Но процесс упорядочения законодательства должен быть обоюдным. С одной стороны, мы должны работать над приведением законодательных актов субъектов Федерации в соответствие с федеральным законодательством, но, с другой стороны, очень внимательно изучать опыт, накопленный в регионах, прислушиваться к мнению регионов по вопросу изменений федерального законодательства, чтобы оно не тормозило развитие регионов и страны в целом.

- Какие есть примеры этого встречного движения?

- Пожалуй, 5-7 конкретных предложений от субъектов Федерации по изменениям федерального законодательства на основании опыта применения местных законодательных актов мною получены и переданы в Главное правовое управление президента для рассмотрения и, возможно, предложения президенту в качестве законодательной инициативы.

- На совещании в Рязани в конце прошлого года вы назвали главным и едва ли не единственным врагом, с которым приходится бороться, преступный мир. Что удается вам в плане борьбы с преступностью? Как вы оцениваете ситуацию в Смоленской области, о разгуле преступности в которой так много пишут?

- К сожалению, наш округ по итогам прошлого года единственный из округов страны дал прирост преступности: от 3 до 4% по всем видам преступлений, в том числе по преступлениям экономического характера и преступлениям в сфере государственного управления - злоупотребления чиновников. С одной стороны, это плохо, но на эти цифры всегда надо смотреть с двух точек зрения. Да, рост идет, это говорит о том, что ситуация напряженная. Но рост в отчетах объясняется и тем, что выявляется больше преступлений. Значит, неплохо работают правоохранительные структуры, хотя в их работе очень много проблем, в том числе связанных с организацией взаимодействия. Совещание, которое вы упомянули, мы проводили именно для того, чтобы обсудить вопросы взаимодействия, выработать какие-то конкретные предложения по его улучшению, что мы и сделали.

Я не могу сказать, что эта работа только началась с появлением окружных структур и приходом полномочного представителя президента, нет, она шла и раньше. Не было, может быть, такого единого координирующего центра. Или был, но слабо работал. Не всегда были нормальные отношения между разными правоохранительными структурами, и единственным арбитром был у них губернатор, потому что до Москвы далеко. Сегодня есть возможность все эти вопросы решать гораздо оперативнее, есть арбитр, который заинтересован не в том, чтобы какая-то одна из сторон победила, а в том, чтобы все стороны совместно работали.

В Смоленской области - очень серьезная ситуация. Я не могу сказать, что она какая-то особенная, она просто запущена. Ее надо исправлять постепенно. С преступностью, особенно организованной, бороться очень тяжело, если не удалось уничтожить ее в зародыше. Там - как раз яркий негативный пример отсутствия взаимодействия правоохранительных органов в работе по борьбе с преступностью. Конфликт между прокуратурой и представителями органов внутренних дел во многом и привел к возникновению этой ситуации. Но сегодня она потихоньку улучшается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1120
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
876
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1056
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
702

Другие новости