0
1098
Газета Регионы России Интернет-версия

27.09.2001 00:00:00

Львиная доля

Тэги: черной, лпк, захват


ГЕНЕРАЛЬНЫЙ директор ОАО "ПО "Усть-Илимский лесопромышленный комплекс" Андрей Прокопов и председатель cовета директоров Николай Макаров 24 сентября вернулись на свои рабочие места. Для того чтобы восстановить в судебном порядке контроль над крупнейшим российским производителем целлюлозы, компании "Континенталь-Инвест", владельцу контрольного пакета акций Усть-Илимского ЛПК, понадобилось менее месяца.

Топ-менеджеры "Континенталь-Инвеста" были незаконно смещены со своих постов 27 августа, после того как миноритарные акционеры УИЛПК во главе с представителями компании "Энергопром" (распоряжающейся 20% акций комбината) провели силовую операцию по захвату комбината. Но в итоге подконтрольный печально известному в России "предпринимателю" Льву Черному "Энергопром", попытавшийся подмять под себя значительную долю производства и экспорта российской целлюлозы, вынужден был поумерить свои аппетиты.

Рассматривая результаты недолгой тяжбы между "Энергопромом" и "Континенталь-Инвестом" в разных плоскостях, можно сделать несколько важных выводов. Первый и, наверное, самый главный из них заключается в том, что мажоритарный собственник сумел доказать свои права на управление предприятием: то, что было очевидно просто с точки зрения здравого смысла и элементарной логики, приобрело силу судебного решения.

Во-вторых, приходится констатировать, что Лев Черной и его "правая рука" Дмитрий Босов, разрабатывая операцию по захвату Усть-Илимского ЛПК, неправильно оценили новые российские реалии. Те методы, которые были, что называется, в порядке вещей при установлении Львом Черным "конфигурации отношений между собственниками" (как прелюдии к последующему выкачиванию активов из экспортно-ориентированных промпредприятий) еще в каком-нибудь 1996 г., сегодня шансов на успех не имели изначально. Льва Черного, похоже, подвела самонадеянность.

"Непонятно, на что рассчитывает миноритарий, пытаясь прийти на "блоке" (блокирующем пакете акций. - Ред.) к единоличному управлению, - говорит специалист консалтинговой компании "ОКК" Валентин Рагузин. - Владельцу контрольного пакета нужно очень "постараться", чтобы потерять реальный контроль над предприятием. Посмотрите: уж на что Ремезов (бывший генеральный директор АО "Мосэнерго". - Ред.) упирался, а Чубайс его все равно дожал. И только потому, что у РАО "ЕЭС" в "Мосэнерго" все-таки 51%, а не 49".

Такого публичного прокола у Льва Черного, известного всем мастера передела собственности "по-черному", не было давно.

Размашистая рекламно-имиджевая кампания, которую развернул Черной вокруг собственной персоны в последние месяцы, призвана была явить миру суперстратега новой национальной идеи, бескорыстного акробата макроэкономической мысли, непревзойденного виртуоза политических глубокомысленностей - в общем, бесконечного, как разлившаяся по весне Лена, источника всевозможных мудростей для благодарной российской аудитории.

Аудитория под таким напором, может быть, и дрогнула бы. Но Лев Черной, чуть ли не официальный долларовый миллиардер с резиденцией в Москве и израильским гражданством, как оказалось, и не думал уходить из реальной экономики: Братский аэропорт, Новосибирский электродный завод, попытка овладеть рядом предприятий химиндустрии...

При этом его методы и цели, как показал пример с Усть-Илимским ЛПК, остались прежними. Самого известного толлингера в стране (а может быть, и в мире), разорившего своими "схемками" целые отрасли металлургии в середине 90-х годов, по-прежнему интересуют стратегические отрасли российской промышленности и сравнительно ненаказуемые способы увода денег из них за границу.

Целлюлоза - это не только бумага. Это и топливо для ракет, это сырье для российской химии и фармацевтической промышленности, это твердая валюта. Наконец, Усть-Илимский ЛПК имеет твердые позиции на внешних рынках. Поэтому Лев Черной и "Энергопром" вряд ли успокоятся. Они скорее всего будут апеллировать к судебным инстанциям, травить байки про несостоятельность менеджмента "Континенталь-Инвеста" (с деятельностью которого, по словам начальника департамента лесной промышленности Минпрома РФ Б.Большакова, связаны все позитивные изменения на Усть-Илимском ЛПК в течение последних четырех лет), всеми силами пытаться вернуть незаконно приобретенное - и поэтому моментально утраченное - влияние на стратегическое предприятие российского лесохимического комплекса.

Перспективы Льва Черного в этом процессе иллюзорны в силу упомянутых выше причин, а именно - структуры акционерного капитала ЛПК. Но положение обязывает: пусть добыча ускользнула, все должны видеть, что лев еще не потерял хватку. Что, впрочем, теперь уже тоже очень спорный вопрос.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


ЕС нацелится на болевые точки России

ЕС нацелится на болевые точки России

Юрий Паниев

Каких отраслей может коснуться 20-й пакет санкций

0
823
Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Дарья Гармоненко

Расклад партий по уровню критики в адрес власти расходится с социологическими рейтингами

0
551
Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Анастасия Башкатова

Эльвира Набиуллина получила очередной карт-бланш от президента и ответила на вопрос о сбоях денежно-кредитной политики

0
801
Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Иван Родин

Власти корректировали этот закон 53 раза и по разным поводам

0
504