0
998
Газета Регионы России Интернет-версия

06.06.2002 00:00:00

"Чернобыльцы" надеются на Страсбург

Тэги: чернобыль, протест, страсбург, права


Шахтинская общественная организация "Союз "Чернобыль" была организована 11 лет назад для защиты прав ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Сегодня в Шахтах и прилегающих к нему горняцких поселках проживают 580 "чернобыльцев". За время, прошедшее со дня трагедии, только в Шахтах умерло 68 человек, пострадавших от радиации. Последним в черном списке стал 50-летний Петр Кардаш, которого похоронили несколько дней назад. Из тех, кто еще в строю, нет ни одного полностью здорового человека. 15 из них стоят на учете в онкологическом диспансере.

Акция протеста, начатая 27 июля 2000 года шахтинскими инвалидами-"чернобыльцами", продолжается без малого два года. Палаточный пикет, выставленный прямо в центре Шахт, у подножия памятника прославленному горняку Михаилу Чиху, давно стал неотъемлемой частью городского пейзажа. Сегодня здесь постоянно несут печальную вахту группы из нескольких человек. Ликвидаторов объединила одна беда - огромные задолженности со стороны государства компенсаций за вред, причиненный их здоровью. Основное требование - полная выплата всех причитающихся по закону денег.

Как рассказывает председатель шахтинской организации "чернобыльцев" Владимир Мандрыкин, за время проведения пикета на его участников вылили уже не один ушат грязи. Представители различных уровней власти обвиняли "чернобыльцев" чуть ли не во всех смертных грехах и даже в том, что они "спекулируют на своей беде". "Мы не намерены жить с оплеванным лицом, - говорит Владимир Алексеевич. - Именно поэтому свою акцию мы намерены довести до конца..."

Не удалось ликвидаторам избежать и потерь в своих рядах. Тяжелых условий палаточной жизни не выдержал инвалид второй группы 50-летний Петр Любченко. В день похорон своего товарища "чернобыльцы" не проводили митинг и не посылали проклятий в адрес правительства, которое, по их твердому убеждению, не выполняет действующее законодательство, гарантирующее инвалидам справедливую компенсацию за утраченное здоровье. Они просто решили стоять до конца, так как отступать дальше было некуда.

Но, решив, что голодовкой люди доведут себя до крайности и очередных жертв не избежать, "чернобыльцы" разделились на несколько групп и продолжали голодовку по очереди, приходя дежурить в палатки на сутки. Особенно тяжело было в дождливую погоду поздней осенью и зимой, когда многие страдали от простуды и воспаления легких. Но никто из ликвидаторов не сдавался. Инвалид второй группы Алексей Сьянов прямо из палатки был доставлен в больницу с инфарктом, хотя за день до этого медики предупреждали, что если он не прекратит голодовку, то его в буквальном смысле "вынесут отсюда". Врачи, снимая с себя ответственность, взяли с Алексея расписку о том, что он добровольно отказывается от госпитализации. Однако, несмотря на высокое давление, "чернобылец" остался на "посту".

Жены инвалидов испытали не меньше, чем их мужья. Одна из них призналась, что, когда она попала в больницу, врачи решили, что она сама побывала в зоне заражения. "Я стараюсь держаться изо всех сил, - говорит женщина. - Стараюсь все делать сама, избавляя мужа от лишних нагрузок, которые ему противопоказаны".

За последние годы в Ростовской области ушло из жизни две тысячи "чернобыльцев". Сегодня на Дону проживают около 22 тысяч ликвидаторов, среди которых примерно 6 тысяч инвалидов (это второй показатель среди субъектов РФ). Государство сэкономило на них путем урезания регрессивных выплат десятки миллионов рублей. И сейчас "чернобыльцы" справедливо требуют возмещения невыплаченных компенсаций, предусмотренных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Естественно, проблему ликвидаторов невозможно решить только на местном уровне, ведь выплата компенсаций предусматривается именно из федерального бюджета. Но Москва далеко, и достучаться до нее "чернобыльцам" очень сложно, поскольку власти зачастую предпочитают их просто не замечать.

С просьбой удовлетворить свои законные требования шахтинцы не раз обращались к губернатору Ростовской области, полпреду президента в ЮФО, в Госдуму и даже к президенту РФ. Но все тщетно. Пройдя все российские судебные инстанции, вплоть до Верховного суда РФ, обессиленные непробиваемостью системы, ликвидаторы решили обратиться в Европейский суд.

По словам Владимира Мандрыкина, это сразу дало положительные результаты и несколько активизировало действия властей. Так, недавно впервые за много лет началась выплата компенсаций по возмещению вреда здоровью. Для исполнения 208 судебных актов на лицевые счета шахтинских ликвидаторов в конце марта поступили первые 4,6 млн. рублей. Оставшиеся деньги было обещано выплатить по мере поступления. Но, зная цену обещаниям, ликвидаторы решили не останавливаться на достигнутом и продолжить пикетирование.

Между тем в середине мая из Страсбурга пришла сенсационная новость: инвалид-"чернобылец" Анатолий Бурдов стал первым и пока единственным российским гражданином, который выиграл международный судебный процесс против своего государства. Все началось в октябре 1986 года, когда Анатолия Бурдова призвали на военные сборы и отправили на три месяца в зараженную зону. В возрасте 39 лет ему присвоили инвалидность второй группы. А еще через несколько лет в 1997 году началась история его судебных тяжб. Городской суд Шахт неоднократно принимал решения в его пользу и обязывал управление соцзащиты выплатить причитающуюся компенсацию, но свои деньги Бурдов так и не получил. Конституционный суд России вообще отказался удовлетворить судебный иск, сославшись на то, что у государства нет средств.

Тем временем долг перед ликвидатором постоянно рос и остановился на отметке в 144 тысячи рублей. Получить хотя бы часть этих денег не было никакой возможности. Все изменилось, когда власти узнали, что дело Бурдова принято к рассмотрению Страсбургским судом, после чего ему выплатили большую часть долга. К нему домой даже приезжали чиновники представительства президента в ЮФО с предложением отозвать жалобу о компенсации морального вреда, но "чернобылец" оставался непреклонным.

Изначально в своем иске Анатолий Бурдов просил компенсировать ему 450 тысяч долларов. Но в Страсбурге сначала уменьшили эту сумму до 300 тысяч, а впоследствии, видимо, посчитав, что у бедной России нет и таких денег, присудили Бурдову три тысячи евро. Таким образом, Европейский суд признал российского гражданина жертвой нарушения Конвенции прав человека и нарушения права собственности гражданина. Теперь государство обязано выплатить назначенные Европейским судом деньги в качестве дополнительного возмещения ущерба, причиненного задержкой с выплатами всех положенных компенсаций. Сам Бурдов до сих пор не верит, что получит эти три тысячи евро.

А пока доведенные до отчаяния люди будут стоять до конца, продолжая затянувшееся пикетирование. Они по-прежнему говорят: "У нас нет другого выбора, а умирать - так на людях".

Ростов-на-Дону


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1813
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4394
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2403
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2743

Другие новости